Расчет автотрансформатора своими руками - Svarka-Tokarka.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Расчет автотрансформатора своими руками

Схемы и пошаговая инструкция, как сделать автотрансформатор своими руками

Кроме обычных трансформаторов, в которых несколько обмоток, есть автотрансформаторы, в которых всего одна катушка. При необходимости можно произвести сборку автотрансформатора своими руками.

Принцип действия

Основной принцип действия автотрансформатора аналогичен обычному аппарату:

  • ток, протекающий по первичной обмотке, создает магнитное поле и магнитный поток в магнитопроводе;
  • величина этого поля зависит от силы тока и от числа витков;
  • изменения магнитного потока наводят ЭДС во вторичной обмотке;
  • величина наведенной ЭДС зависит от числа витков во вторичной обмотке.

Особенность автотрансформатора в том, что часть витков первичной обмотки является также вторичной. В связи с тем, что ЭДС в первичной и вторичной обмотках направлены встречно, ток в общей части катушки I¹² равен разнице I¹ и I². При равенстве входного и выходного напряжения или Ктр=1 I¹² определяется индуктивным сопротивлением катушки.

Основные плюсы и минусы

В связи с особенностями конструкции автотрансформатор обладает преимуществами и недостатками по сравнению с обычными устройствами.

Достоинства автотрансформатора, проявляющиеся при Ктр0,5-2:

  • меньший вес и габариты;
  • более высокий КПД, связанный с пониженными потерями в обмотках и магнитопроводе.

Кроме достоинств, эти устройства имеют недостатки:

  • Повышенный ток КЗ. Это связано с тем, что ток нагрузки ограничен не насыщением магнитопровода, а сопротивлением нескольких витков вторичной обмотки.
  • Электрическая связь между первичной и вторичной обмотками. Это делает невозможным применение этих аппаратов в качестве разделительных и для питания низковольтных устройств в опасных условиях, требующих низкого напряжения согласно ПУЭ.

Мощность автотрансформатора

Мощность любого электроаппарата равна произведению тока на напряжение Р=I*A. В обычном трансформаторе она равна мощности нагрузки с учетом КПД.

Мощность автотрансформатора рассчитывается немного иначе. В повышающем напряжение аппарате она складывается из мощности первичной обмотки части Р¹²=I¹²*U¹² и мощности повышающей обмотки Р²=I²*U⅔. В связи с тем, что ток, протекающий через первичную катушку меньше, чем ток нагрузки, то мощность автотрансформатора меньше мощности нагрузки. Фактически, мощность аппарата определяется разностью первичного и вторичного напряжений и током вторичной обмотки P=(U¹-U²)*I².

Особенно это заметно при небольших (10-20%) отклонениях выходного напряжения. Аналогичным образом рассчитывается понижающий автотрансформатор.

Информация! Это позволяет уменьшить сечение магнитопровода и диаметр провода обмотки. В связи с этим автотрансформатор легче и дешевле обычного устройства.

Что такое ЛАТР

Кроме силовых аппаратов, заменяющих обычные трансформаторы, в школах, институтах и лабораториях используются ЛАТРы – Лабораторные АвтоТРанформаторы. Эти устройства используются для плавного изменения напряжения на выходе аппарата. Самые распространенные конструкции представляют из себя катушку, намотанную на тороидальном магнитопроводе. С одной из сторон провод очищен от лака и по нему при помощи поворотного механизма двигается графитный ролик.

Питающее напряжение подаётся на концы катушки, а вторичное снимается с одного из концов и графитного ролика. Поэтому ЛАТР не может поднимать напряжение выше сетевого, в некоторых модификациях выше 250В.

Кроме катушечных, есть электронные ЛАТРы. Фактически, это не автотрансформатор, а регулятор напряжения. Есть разные виды таких устройств:

  • Тиристорный регулятор. В этих аппаратах в качестве силового элемента установлены тиристор и диодный мост или симистор. Недостаток в отсутствии синусоидальной формы выходного напряжения. Самый известный прибор такого типа – диммер ламп освещения.
  • Транзисторный регулятор. Дороже тиристорного, требует установки транзисторов на радиаторы. Обеспечивает синусоидальную форму выходного напряжения.
  • ШИМ-контроллер.

Совет! Для того, чтобы получить напряжение выше сетевого, ЛАТР подключается ко вторичной обмотке повышающего трансформатора.

Область применения

Особенности автотрансформатора позволяют применять его в быту и разных областях промышленности.

Металлургическое производство

Регулируемые автотрансформаторы в металлургии применяются для проверки и настройки защитной аппаратуры прокатных станов и трансформаторных подстанций.

Коммунальное хозяйство

До появления автоматических стабилизаторов эти аппараты применялись для обеспечения нормальной работы телевизоров и другой аппаратуры. Они представляли из себя обмотку с большим числом отводов и переключателем. Он переключал вывода катушки, а выходное напряжение контролировалось при помощи вольтметра.

В настоящее время автотрансформаторы используются в релейных стабилизаторах напряжения.

Справка! В трехфазных стабилизаторах установлены три однофазных автотрансформатора, и регулировка производится в каждой фазе по-отдельности.

Химическая и нефтяная промышленность

В химической и нефтяной промышленности эти аппараты применяются для стабилизации и регулировки химических реакций.

Производство техники

В машиностроении такие аппараты используются для пуска электродвигателей станков и управления скоростью вращения дополнительных приводов.

Учебные заведения

В школах, техникумах и институтах ЛАТРы применяются при выполнении лабораторных работ и демонстрации законов электротехники, и опытах по электролизу.

Изготовление самодельного ЛАТРа

В продаже есть достаточно готовых устройств, но при необходимости его можно сделать самостоятельно. За основу лучше взять трансформатор на О- или Ш-образном магнитопроводе. Изготовление ЛАТРа на тороидальном железе сводится к его перемотке и требует очень высокой аккуратности при наматывании катушки.

Подготовка материала

Для изготовления регулируемого автотрансформатора необходимы:

  • Магнитопровод. Его сечение определяет мощность автотрансформатора.
  • Обмоточный провод. Его сечение зависит от мощности и потребляемого тока устройства.
  • Термоустойчивый лак. Необходим для пропитки катушки после намотки проводов. Допускается замена масляной краской.
  • Тряпичная изолента или киперная лента и корпус с закрепленными разъемами для подключения нагрузки и питания. Желательно разместить в корпусе цифровой или аналоговый вольтметр
  • Многопозиционный переключатель. Его допустимый ток должен соответствовать току аппарата. При необходимости допускается производить переключение выводов автотрансформатора при помощи пускателей.

Расчет провода

Перед началом намотки катушки необходимо определить сечение провода и необходимое количество витков/вольт (n/v). Этот расчёт производится по поперечному сечению магнитопровода при помощи онлайн-калькуляторов или по специальным таблицам.

Если для изготовления устройства используется исправный трансформатор, то эти параметры определяются по имеющимся обмоткам:

  • подключить трансформатор к сети 220В;
  • вольтметром измерить выходное напряжение V;
  • отключить аппарат;

  • разобрать магнитопровод;
  • размотать вторичную обмотку, считая количество витков N;
  • по формуле n/v=N/V вычислить количество витков/вольт – основной параметр для расчета катушки;
  • измерить сечение провода первичной обмотки.

Совет! Если первичная обмотка не была пропитана лаком и разматывается без нарушения изоляции, то допускается использовать её для намотки катушки автотрансформатора.

Схема

Перед началом работ составляется схема обмотки с указанием количества витков и напряжением на каждом из выводов. В отличие от обычного трансформатора автотрансформатор имеет только одну обмотку, которая изображается с одной из сторон черты, символизирующей магнитопровод.

Для расчетов витков необходимо определить число выводов. Оно зависит от количества положений многопозиционного переключателя. Один из отводов может совпадать с сетевым выводом:

  • определить и указать на схеме напряжение V каждого из положений переключателя;
  • рассчитать необходимое число витков между отводами по формуле N=(n/v)*(V²-V³), где V¹, V², V³ и т.д. – напряжение на последующих выводах;
  • указать на схеме количество витком между каждыми из отводов.

Совет! При необходимости сделать повышающий автотрансформатор к первичной обмотке добавляется необходимое количество витков. Для этого допускается использовать провод, снятый со вторичной обмотки.

Намотка катушки

После выполнения всех расчётов производится намотка катушки. Она выполняется на готовом или специально изготовленном каркасе вручную или при помощи намоточного станка:

  • наматывается необходимое число витков в секции;
  • выполняется ответвление – из обмоточного провода, не обрывая его, делается петля длиной 5-20 см и скручивается в жгут;
  • после изготовления отвода продолжается намотка катушки;
  • операции 1-3 повторяются до завершения намотки;
  • готовая обмотка закрепляется киперной лентой и покрывается лаком или краской.

Процесс сборки

После завершения намотки и высыхания лака производится сборка автотрансформатора:

  • собирается магнитопровод;
  • собранный аппарат устанавливается в корпус;
  • подключаются многопозиционный переключатель и вольтметр;
  • собранный автотрансформатор подключается к клеммам.

Проверка

После сборки работоспособность устройства необходимо проверить:

  • первичная обмотка аппарата подключается к сети;
  • измеряются напряжения при каждом из положений переключателя и данные сравниваются с расчетными;
  • через 20 минут трансформатор отключается и проверяется на нагрев – при его отсутствии производятся повторные испытания под нагрузкой.

Как сделать трансформатор из автотрансформатора

Кроме изготовления ЛАТРа из обычного трансформатора возможно обратная операция – изготовление трансформатора из ЛАТРа. Такие устройства обладают более высоким КПД из-за лучших свойств тороидального сердечника по сравнению с Ш-образным магнитопроводом.

Для такой переделки достаточно намотать вторичную обмотку:

  • посчитать количество витков между выводами 220В;
  • определить число витков/вольт

Электронный автотрансформатор

Более современным способом регулировки является использование электронных устройств. Любое из них можно изготовить своими руками.

Тиристорный регулятор

Простейшая схема такого приспособления представляет собой переменный резистор, включенный между анодом и управляющим электродом тиристора. Это позволяет получать пульсирующее постоянное напряжение и управлять им в диапазоне 0-110В.

Для регулировки переменного напряжения 0-220В применяется встречно-параллельная схема соединения, а резистор включается между управляющими электродами.

Вместо двух тиристоров целесообразно применение симистора, а в качестве схемы управления использовать диммер для ламп накаливания.

Транзисторное управление

Самая качественная регулировка получается при использовании транзисторного регулятора. Он обеспечивает плавное изменение и правильную форму выходного напряжения.

Читайте также:  Температура плавления бериллия

Недостаток этой схемы в нагреве выходных транзисторов. Для его уменьшения и повышения КПД целесообразно подключить регулятор к выходным клеммам автотрансформатора – грубая регулировка осуществляется переключением обмоток, а плавная при помощи транзисторов.

ШИМ-регулятор

Самым современным способом является применение ШИМ-контроллера (широтно-импульсная модуляция). В качестве силовых элементов полевые или биполярные транзисторы с изолированным затвором (IGBT).

Расчет автотрансформатора своими руками

Таким образом, автотрансформатор позволяет получить на выходе мощность значительно больше, чем трансформатор на таком же железе _при малом коэффициенте трансфорации_. При большом мощность снижается в пределе до мощности обычного трансформатора.

Еще момент — если автотрансформатор нужет для получения 220В из пониженного напряжения сети, то его надо рассчитывать на входное напряжение = напряжению в сети, а не 220, в частности, ЛАТР подключать к сети движком а 220 брать с входа — тогда 220 можно получить хоть из 160. Именно так включены различные «телевизионные» автотрансформаторы и более современные стабилизаторы с сервоприводом. Только автомат на входе не помешает, чтобы в случае повышения U в сети отключил ее до сгорания автотрансформатора

3. digo , 23.12.2006 21:20
повышающий с n-м количеством отводов.Начиная с 140в.
Есть железо П-образное,торы.
Может всетаки существуют проги.
Если бы обмотка в автотрансформаторе получалась в один
слой былобы проще найти n-еколичество отводов.
Но обмотка получается многослойная.
как сдесь быть?
Литературку я конечно поищу.

Добавление от 23.12.2006 21:23:

нужен автотрансформатор до 270в с отводом на 220в
повышающий с n-м количеством отводов.Начиная с 140в.
Есть железо П-образное,торы.
Может всетаки существуют проги.
Если бы обмотка в автотрансформаторе получалась в один
слой былобы проще найти n-еколичество отводов.
Но обмотка получается многослойная.
как сдесь быть?
Литературку я конечно поищу.

4. Dima_new1 , 23.12.2006 22:56
Это конечно мое имхо, но прогам я как-то не доверяю, тк неизвестно, какой алгоритм в них заложен. Может просто нормальных прог не видел. Насчет методики — полистай журналы Радио за последние годы, по-моему, там в разделе для начинающих было про источники питания, в том числе и про расчет трансформаторов. Еще у меня в старом справочнике были приведены формулы, по которым я считал примеры, в общем виде, могу прислать, но потом, тк сканер временно недоступен.

Если автотранс с дофига отводов, то проще на торе конечно, если на П-то по-хорошему надо каждый кусок обмотки (между соседними отводами) делить на 2 части и мотать по половине на каждой катушке, по не очень хорошему можно и как обычно разделить обмотку на 2 части, но желательно постараться, чтобы на каждой катушке всегда было примерно одинаково ампервитков и любом подключенном отводе (сразу не соображу как). Еще можно сделать двойной комплект отводов как это сделано на больших ЛАТРах (которые РНО, там 2 пары щеток), но тогда вход и выход не будут иметь общей точки, что в большинстве случаев неприемлимо (ну и переключатель двойной).
Обмотка вовсе не обязана быть в один слой, разве что если нужно будет потом делать еще отводы от уже намотанной обмотки. Тогда действительно лучше тор. Рассчитывать такую обмотку скорее всего придется итеративным методом — считать вариант — смотреть что не лезет — слегка менять условия — считать еще вариант (например — попробовать уменьшить диаметр провода, выбрать сердечник с большим сечением (меньше витков на вольт) и тд. Можно автоматизировать рассчеты, набив формулы в MathCad.

А какая мощносьт нужна и примерная задача?

5. Sergey_G. , 24.12.2006 01:57
digo
Ты с прогами будет разбираться в 10 раз больше, чем еобходимо времени для счета по формулам.
Астотрансформатор представь как обычный понижающий трансформатор, у которого первичка и вторичка имеют общий вывод. Тут все элементарно.

Для расчета надо выяснить максимально допустимую индукцию в выбранном магнитопроводе.
Далее одной формулой считаешь витки. После этого исходя из площади окна выбираешь диаметр намоточного провода, чтоб все витки влезли. Далее мотаешь.
Ну, можно еще потери на омическом сопртивлении обмоток посчитать и количество витков немного скомпенсировать. Хотя можно просто взять потери = 10%.

Прога может бред насчитать а ты это обнаружишь только после включения сделанного транса в розетку. При расчете по формулам таких фокусов не бывает. Все четко.

6. digo , 24.12.2006 19:58
Хочу сделать стабилизатор сетевого напряжения.
Мощностью 3-4квт.Собрал схему контроллера.
100% рабочая,проверил.Осталось грамотно намотать транс.
Намотал две штуки нихр. не работают.В холостом
режиме ток 8-10А.Железо брал от статора электродвигателя.
Есть прога которая расчитывает витки для автотрансформатора.
Первый транс тупо намотал на готовое железо(естественно со всеми
прокладками).Ток прим 8А.Увеличил кол-во витков на25% от расчитанных прогой.
Ток прим 5-6А.
Второй транс(железо) доробатывал.Разобрал на плостины.Разрезал каждую по полам.
Собрал в шахмотном порядке на эбоксидке.Опять намотал по расчетам проги.
Холостой ток 8А.
Сделал вывод.
Налицо неточный расчет кол-во витков прогой.Явно нужно увеличивать.
Наугад добовлять витки запарился (провод то не тонкий).
Может что с самим железом не то?Брал на металлоскупке.
Вот и думаю переходить на железо от TV.
Раньше когда мотал обычные трансы (не автотрансформаторы) программой(другой)
расчитывал витки добовлял еще 25% и все получалось безпроблем.Досих
пор работают и не жужжат.
А с этим автотрансформатором один геморой
Да и еще если можите помогите с литературой по расчетам именно автотрансформаторов
Был на книжном рынке,на блошином,в букинисте.Нихр. нету.Везде только обычные трансы.
7. Sergey_G. , 24.12.2006 20:32
digo
Пост выше прочти еще раз, вдумчиво.
8. digo , 24.12.2006 23:33
Sergey_G

Для расчета надо выяснить максимально допустимую индукцию в выбранном магнитопроводе.

Я конешно не спец в трансах,но как выяснить.Если не известно что за железо.
Я понимаю что автотранс имеет одну обмотку(на то он и автотранс.)
Усли я правильно понял,то считаешь обмотки как на понижающий и
соеденяешь в одну. так, что ли.

9. Dima_new1 , 25.12.2006 00:39
Насчет индукции — ее в принципе можно найти в справочнике, если знать марку стали :), или принять принять 0,7-1 Тл, но есть вариант, что сталь быдет недоиспользована. Можно сделать так — на сердечнике намотать пробную обмотку, подавать на нее напряжение от ЛАТРа, постепенно повышая, и мерять ток в обмотки. Когда ток начнет резко возрастать — сердечник насыщается, нужно взять напряжение чуть меньше — это будет номинальное для пробной обмотки, делим на него число витков этой обмотки и получается, сколько витков на 1 вольт надо. В твоем случае надо рассчитать обмотку на 270В — максимальное входное, и сделать сколько надо отводов.
Вот раскопал справочник радиолюбителя, нашел формулы для автотрансформатора — мощность (железа) P=1.1*Pat*(n-1)/n где Pat -мощность нагрузки, n — коэф. трансформации (максимальный). 1,1 — типа учет кпд

Насчет железа от двигателя — еще может быть вариант, что ни к черту изоляция пластин => потери на вихревые токи (практически кз виток) — если он валялся неизвестно где. Еще как мерял сечение для расчета? — внутренний диаметр надо мерять по дну паза, а не по зубцам, хотя наличие зубцов конечно тоже влияет. но используются в данном случае в основном только ярма. Надеюсь мотал как на тор? Да и резал пластины не понятно зачем.

10. vict , 25.12.2006 14:53
Скорее всего короткозамкнутый виток конструкции автотрансформатора. Типа центральный стержень проводящий и наружные стойки стягивающие.
11. Sergey_G. , 25.12.2006 18:20
digo
Вот Dima_new1 все правильно описал про индукцию. Спсоб с автотрансформатором позволит сразу найти число витков на вольт. Только при испытаниях измеряй фактическое напряжение на выходе ЛАТРА, ведь оно и просесть может. Обмотку мотай одну на 270В с отводами. Толщина провода в принципе одинаковая модойдет на всю обмотку, особой оптимизации тут не получить.

И еще, иногда выгоднее сэкономить медь, взяв железо большое и заполнив площадь окна обмотки частично (примеро на 1/3). К тому же и витков на большое железо меньше надо. Условия охлаждения обмотки будут лучше. Трансформаторное железо дорогое, но его, в отличае от меди, можно забесплатно наковырять из старых ламповых телевизоров.

12. digo , 26.12.2006 01:23
Dima_new1

Про пробную обмотку и латр я и сам знаю. Латора нет. Взять негде.Покупать(самый дешевый 10$
нормальный на 9 А-50$минимум) облом,лишних денег нет.
Р=1.1*Pat*(n-1)/n — одной формулой транс не намотать
давай остольные.

Забыл сказать:
Второй транс разбирал именно потому чтобы:
1.срубить зубцы
2.(Да и резал пластины не понятно зачем.)Ответ на тво вопрос читай vict выше.
чтобы небыло короткозамкнутого витка

vict
Скорее всего короткозамкнутый виток конструкции автотрансформатора. Типа центральный стержень проводящий и наружные стойки стягивающие.

короткозамкнутого витка нет. потому что пластины разрезаны.
наружных стоек нет. потому что пластина клеил на эбоксидку и под прес.

Sergey_G.
И еще, иногда выгоднее сэкономить медь, взяв железо большое.

Для второго транса взял железо от 11кВт двигателя.Взял гдето 14 часть.

Трансформаторное железо дорогое, но его, в отличае от меди, можно забесплатно наковырять из старых ламповых телевизоров.

вот вот.уже наковырял.теперь надо грамотно расчитать обмотки.
Главный вопрос КАК ЭТО СДЕЛОТЬ без латора.

13. Sergey_G. , 26.12.2006 10:49
>>Главный вопрос КАК ЭТО СДЕЛОТЬ без латора.
Возми обычный мощный транс с выходным вольт так 6 и мотай пролые омотки на своем сердечнике. Ведь число витков на вольт можно менять как изменением входного напряжения, так и изменением числа витков.
14. vict , 26.12.2006 11:16
e = 4.44/B*Qcт*Kст*10**-4;
Qст*Qм = Pгаб/(0,022 *F*B *i*(к.п.д.)*s*Kст*Kм)
где i — плотность тока, s- число стержней.
15. psnsergey , 26.12.2006 12:05
digo
Число витков на вольт = 2251/(индукция,_Тл * частота,_Гц*сечение стали,_кв._см.). Сечение реальное получается из геометрического умножением на коэффициент заполнения — 0,8..0,9. Индукцию для пластин, просто набранных, можно ориентировочно брать в 1,5 Тл, для витых разрезных (как в ламповых ТВ) — можно и 1,65 Тл. Сделаешь меньше — проиграешь в потерях рабочих под полной нагрузкой, но выиграешь в потерях холостого хода (они примерно проп-ны квадрату индукции). В общем, закон Ома, Эксель (там многопараметрическая оптимизация есть), тепловой расчёт (тут ветка типа FAQ про магнитные элементы радиоэлектронных средств есть, возьми оттуда) + отличное объяснение Dima_new1.
16. Dima_new1 , 27.12.2006 10:31
Насчет железа:
1. Мощность двигателя и полученного из него транса мало связаны, тк магнитные потоки проходят совсем по-разному.
2. КЗ виток образуется не в плоскости пластины, а перпендикулярно ей (в плоскости витка обмотки). Именно поэтому сердечники делают из пластин а не из цельного куска железа. Так что разрезка пластин ничего не даст (заводские торы (не витые) собраны из кольцевых пластин и резать их никто и не думает). А вот изоляция между пластинами обязательно должна быть, она и убирает кз виток. Изоляция делается: 1) оксидной пленкой на поверхности пластин (получается при прокатке листа еще до вырубки пластин); 2)покрытием тонким слоем лака; 3)оклейкой тонкой бумагой. Потому я и спрашивал, в каком состоянии пакет, тк одно дело он от исправного двигателя, из которого вырубили обмотки на медь, и совсем другое, если он полгода ржавел среди металлолома.

Насчет индукции — сумасшедшая идея — если известен тип двигателя можно попробовать разискать данные из какой стали пакет, и по справчнику глянуть ее магнитные свойства (справочник у меня есть).

Как сделать лабораторный ЛАТР своими руками?

Трансформатор имеющий электрическую связь между обмотками называют лабораторным автотрансформатором, или ЛАТРом. Вольтаж цепи нагрузки прямо пропорционален обмотке вторичной цепи. В зависимости от конструкции, получение нужного выходного напряжения производиться подключением к соответствующим выводам или вращением ручного регулятора (рис. 1). В этой статье описывается как сделать ЛАТР в домашних условиях.

Подготовка материала

Для сборки ЛАТРа понадобятся следующие материалы и устройства:

  • Медная обмотка;
  • Тороидальный или стержневой магнитопровод. Можно приобрести в специализированном магазине или извлечь из испорченной техники;
  • Термоустойчивый лак;
  • Тряпичная изолента;
  • Корпус с закрепленными разъемами для подключения нагрузки и питания.

Для лабораторного ЛАТРа с переменным коэффициентом трансформации могут дополнительно понадобиться:

  1. Цифровой или аналоговый вольтметр.
  2. Поворотный механизм, включающий в себя ручку и ползунок с угольной щеткой. Он будет регулировать напряжение.

Расчет провода

Автотрансформатор нецелесообразно использовать для больших трансформаций по следующим причинам:

  • Большой риск получить токи, близкие к короткому замыканию. Это компенсируется специальными электронными схемами или дополнительным сопротивлением. Для маленьких нагрузок выгоднее использовать электронный ЛАТР.
  • Теряются преимущества перед трансформаторами: высокий КПД, экономия проводника и стали, малые габариты и вес, стоимость.

Определяемся в каких пределах будет работать ЛАТР. Питание сети выбираем 220 В. В качестве вторичных напряжений выбираем 127, 180 и 250 В. Мощность ограничиваем в 300 Вт. Можете выбрать свои значения и произвести аналогичные расчеты на примере этой статьи.

Обмотка рассчитывается по большему току. Наибольший ток будет при преобразовании напряжения 220 в 127 В. Автотрансформатор в этом случае является понижающим, и к нему подходит схема 1. Исходя из предоставленной схемы, рассчитываем максимальный ток I проходящий в обмотке обеих цепей:

I = I2 – I1 = P / U2 – P / U1 = 300 / 127 – 300 / 220 = 1 А

  • где I, I2, I3 – токи в соответствующих участках цепи, А;
  • P – мощность, Вт;
  • U1, U2 – напряжения первичной и вторичной цепи, В.

Диаметр провода рассчитываем по формуле:

d = 0,8 * √I = 1 мм.

Из таблицы 1 выбираем тип провода и сечение. Выбор делаем с учетом расчетного тока и среднего значения плотности тока для трансформаторов – 2 А/мм².

Коэффициент трансформации ЛАТРа n вычисляем по формуле:

n = U1 / U2 = 220 / 127 = 1,73

Для дальнейшего расчета вычисляем расчетную мощность Pр:

Pр = P * k * (1 – 1/n) = 300 * 1,2 * (1 – 1/1,73) = 151,92 Вт

где к – коэффициент, учитывающий КПД автотрансформатора.

Для определения количества витков приходящихся на 1 вольт, необходимо посчитать площадь поперечного сечения сердечника S и определиться с типом магнитопровода:

S = √ Pр = √ 151,92 = 12,325 см²

W0 = m / S = 35 / 12,325 = 2,839

  • где W0 – количество витков, приходящихся на 1 вольт;
  • m – 50 для стержневого и 35 для тороидального магнитопроводов.

Если сталь не очень высокого качества стоит увеличить значение W0 на 20-30 %. Так же при расчете витков следует увеличить их количество на 5-10 %, чтобы избежать просадки напряжения. Рассчитываем количество витков для выбранных напряжений 127, 180, 220 и 250 В:

w = W0 * U

Получаем 360, 511, 624 и 710 витков.

Для расчета длины провода обматываем один виток на магнитопровод и измеряем его длину. Затем умножаем на максимальное количество витков и прибавляем по 25-30 сантиметров для каждого вывода к клемме.

Процесс сборки

Для сборки регулируемого ЛАТРа выбираем тороидальный магнитопровод (рис. 2). Место наложения обмотки изолируем тряпичной изолентой. Выводим провод для первой клеммы питания. Все последующие провода выводим не разрывая. Закрепляем первый виток на магнитопроводе и начинаем накручивать рассчитанное количество. При достижении витка соответствующего одному из выбранных напряжений, выводим петлю, и продолжаем наматывать провод. На рисунке 3 изображен процесс намотки на деревянном каркасе.

После наложения обмотки лакируем ЛАТР. Наполняем емкость выбранным лаком, и окунаем в него автотрансформатор. Оставляем на длительную просушку.

После просушки помещаем автотрансформатор в корпус. Первый выведенный провод присоединяем к разъему питания. Этот разъем должен быть электрически связан с общей клеммой нагрузки, поэтому соединяем их между собой каким-нибудь проводником. Петлю выведенную для 220 В, соединяем со второй клеммой питания. Остальные провода подключаем к соответствующим клеммам вторичной цепи. На “схеме” 2 изображены выводы проводов.

Для лабораторного автотрансформатора с переменным коэффициентом трансформации добавляем корпус, и делаем крепление для ручки регулятора. К ручке прикрепляем ползунок с угольной щеткой. Щетка должна плотно касаться верхней части обмотки. Помечаем область по которой будет передвигаться щетка, и в этом месте избавляемся от изоляции. Так щетка будет иметь прямой электрический контакт с вторичной обмоткой. Клеммы вторичных напряжений, кроме общей, заменяем одной, соединенной с угольной щеткой (схема 3). При подсоединяем закрепляем вольтметр.

Если следовать написанной статье, то ЛАТР можно с легкостью сделать своими руками.

Проверка

Что бы убедиться в бесперебойной и надежной работе устройства, выполняем следующие пункты:

  1. Подключаем автотрансформатор к сети 220 В;
  2. Проверяем на отсутствие задымления, запаха гари, сильных шумов;
  3. Вольтметром проверяем соответствие выходных значений;
  4. Через 10 — 20 минут работы отключаем ЛАТР. Проверяем не перегрелась ли обмотка.
  5. Снова включаем ЛАТР в сеть и подключаем нагрузку на длительное время.

При отсутствии проблем автотрансформатор готов к работе.

Расчет автотрансформатора своими руками

Иногда приходится самостоятельно изготовлять силовой трансформатор для выпрямителя. В этом случае простейший расчет силовых трансформаторов мощностью до 100—200 Вт проводится следующим образом.

Зная напряжение и наибольший ток, который должна давать вторичная обмотка (U2 и I2), находим мощность вторичной цепи: При наличии нескольких вторичных обмоток мощность подсчитывают путем сложения мощностей отдельных обмоток.

Далее, принимая КПД трансформатора небольшой мощности, равным около 80 %, определяем первичную мощность:

Мощность передается из первичной обмотки во вторичную через магнитный поток в сердечнике. Поэтому от значения мощности Р1 зависит площадь поперечного сечения сердечника S, которая возрастает при увеличении мощности. Для сердечника из нормальной трансформаторной стали можно рассчитать S по формуле:

где s — в квадратных сантиметрах, а Р1 — в ваттах.

По значению S определяется число витков w’ на один вольт. При использовании трансформаторной стали

Если приходится делать сердечник из стали худшего качества, например из жести, кровельного железа, стальной или железной проволоки (их надо предварительно отжечь, чтобы они стали мягкими), то следует увеличить S и w’ на 20—30 %.

Теперь можно рассчитать число витков обмоток и т.д.

В режиме нагрузки может быть заметная потеря части напряжения на сопротивлении вторичных обмоток. Поэтому для них рекомендуется число витков брать на 5—10 % больше рассчитанного.

Ток первичной обмотки

Диаметры проводов обмоток определяются по значениям токов и исходя из допустимой плотности тока, которая для трансформаторов принимается в среднем 2 А/мм2. При такой плотности тока диаметр провода без изоляции любой обмотки в миллиметрах определяется по табл. 1 или вычисляется по формуле:

Когда нет провода нужного диаметра, то можно взять несколько соединенных параллельно более тонких проводов. Их суммарная площадь сечения должна быть не менее той, которая соответствует рассчитанному одному проводу. Площадь поперечного сечения провода определяется по табл. 1 или рассчитывается по формуле:

Для обмоток низкого напряжения, имеющих небольшое число витков толстого провода и расположенных поверх других обмоток, плотность тока можно увеличить до 2,5 и даже 3 А/мм2, так как эти обмотки имеют лучшее охлаждение. Тогда в формуле для диаметра провода постоянный коэффициент вместо 0,8 должен быть соответственно 0,7 или 0,65.

В заключение следует проверить размещение обмоток в окне сердечника. Общая площадь сечения витков каждой обмотки находится (умножением числа витков w на площадь сечения провода, равную 0,8d2из, где dиз — диаметр провода в изоляции. Его можно определить по табл. 1, в которой также указана масса провода. Площади сечения всех обмоток складываются. Чтобы учесть ориентировочно неплотность намотки, влияние каркаса изоляционных прокладок между обмотками и их слоями, нужно найденную площадь увеличить в 2—3 раза. Площадь окна сердечника не должна быть меньше значения, полученного из расчета.

В качестве примера рассчитаем силовой трансформатор для выпрямителя, питающего некоторое устройство с электронными лампами. Пусть трансформатор должен иметь обмотку высокого напряжения, рассчитанную на напряжение 600 В и ток 50 мА, а также обмотку для накала ламп, имеющую U = 6,3 В и I = 3 А. Сетевое напряжение 220 В.

Определяем общую мощность вторичных обмоток:

Мощность первичной цепи

Находим площадь сечения сердечника из трансформаторной стали:

Число витков на один вольт

Ток первичной обмотки

Число витков и диаметр проводов обмоток равны:

• для первичной обмотки

• для повышающей обмотки

• для обмотки накала ламп

Предположим, что окно сердечника имеет площадь сечения 5×3 = 15 см2 или 1500 мм2, а у выбранных проводов диаметры с изоляцией следующие: d1из = 0,44 мм; d2из = 0,2 мм; d3из = 1,2 мм.

Проверим размещение обмоток в окне сердечника. Находим площади сечения обмоток:

• для первичной обмотки

• для повышающей обмотки

• для обмотки накала ламп

Общая площадь сечения обмоток составляет примерно 430 мм2.

Как видно, она в три с лишним раза меньше площади окна и, следовательно, обмотки разместятся.

Расчет автотрансформатора имеет некоторые особенности. Его сердечник надо рассчитывать не на полную вторичную мощность Р2, а только на ту ее часть, которая передается магнитным потоком и может быть названа трансформируемой мощностью Рт.

Эта мощность определяется по формулам:

— для повышающего автотрансформатора

— для понижающего автотрансформатора, причем

Если автотрансформатор имеет отводы и будет работать при различных значениях n, то в расчете надо брать значение п, наиболее отличающееся от единицы, так как в этом случае значение Рт будет наибольшее и надо, чтобы сердечник мог передать такую мощность.

Затем определяется расчетная мощность Р, которая может быть принята равной 1,15•Рт. Множитель 1,15 здесь учитывает КПД автотрансформатора, который обычно несколько выше, чем у трансформатора. Д

алее применяются формулы расчета площади сечения сердечника (по мощности Р), числа витков на вольт, диаметров проводов, указанные выше для трансформатора. При этом надо иметь в виду, что в части обмотки, являющейся общей для первичной и вторичной цепей, ток равен I1 — I2, если автотрансформатор повышающий, и I2 — I1 если он понижающий.

Расчет автотрансформатора своими руками

Иногда приходится самостоятельно изготовлять силовой трансформатор для выпрямителя. В этом случае простейший расчет силовых трансформаторов мощностью до 100—200 Вт проводится следующим образом.

Зная напряжение и наибольший ток, который должна давать вторичная обмотка (U2 и I2), находим мощность вторичной цепи: При наличии нескольких вторичных обмоток мощность подсчитывают путем сложения мощностей отдельных обмоток.

Далее, принимая КПД трансформатора небольшой мощности, равным около 80 %, определяем первичную мощность:

Мощность передается из первичной обмотки во вторичную через магнитный поток в сердечнике. Поэтому от значения мощности Р1 зависит площадь поперечного сечения сердечника S, которая возрастает при увеличении мощности. Для сердечника из нормальной трансформаторной стали можно рассчитать S по формуле:

где s — в квадратных сантиметрах, а Р1 — в ваттах.

По значению S определяется число витков w’ на один вольт. При использовании трансформаторной стали

Если приходится делать сердечник из стали худшего качества, например из жести, кровельного железа, стальной или железной проволоки (их надо предварительно отжечь, чтобы они стали мягкими), то следует увеличить S и w’ на 20—30 %.

Теперь можно рассчитать число витков обмоток и т.д.

В режиме нагрузки может быть заметная потеря части напряжения на сопротивлении вторичных обмоток. Поэтому для них рекомендуется число витков брать на 5—10 % больше рассчитанного.

Ток первичной обмотки

Диаметры проводов обмоток определяются по значениям токов и исходя из допустимой плотности тока, которая для трансформаторов принимается в среднем 2 А/мм2. При такой плотности тока диаметр провода без изоляции любой обмотки в миллиметрах определяется по табл. 1 или вычисляется по формуле:

Когда нет провода нужного диаметра, то можно взять несколько соединенных параллельно более тонких проводов. Их суммарная площадь сечения должна быть не менее той, которая соответствует рассчитанному одному проводу. Площадь поперечного сечения провода определяется по табл. 1 или рассчитывается по формуле:

Для обмоток низкого напряжения, имеющих небольшое число витков толстого провода и расположенных поверх других обмоток, плотность тока можно увеличить до 2,5 и даже 3 А/мм2, так как эти обмотки имеют лучшее охлаждение. Тогда в формуле для диаметра провода постоянный коэффициент вместо 0,8 должен быть соответственно 0,7 или 0,65.

В заключение следует проверить размещение обмоток в окне сердечника. Общая площадь сечения витков каждой обмотки находится (умножением числа витков w на площадь сечения провода, равную 0,8d2из, где dиз — диаметр провода в изоляции. Его можно определить по табл. 1, в которой также указана масса провода. Площади сечения всех обмоток складываются. Чтобы учесть ориентировочно неплотность намотки, влияние каркаса изоляционных прокладок между обмотками и их слоями, нужно найденную площадь увеличить в 2—3 раза. Площадь окна сердечника не должна быть меньше значения, полученного из расчета.

В качестве примера рассчитаем силовой трансформатор для выпрямителя, питающего некоторое устройство с электронными лампами. Пусть трансформатор должен иметь обмотку высокого напряжения, рассчитанную на напряжение 600 В и ток 50 мА, а также обмотку для накала ламп, имеющую U = 6,3 В и I = 3 А. Сетевое напряжение 220 В.

Определяем общую мощность вторичных обмоток:

Мощность первичной цепи

Находим площадь сечения сердечника из трансформаторной стали:

Число витков на один вольт

Ток первичной обмотки

Число витков и диаметр проводов обмоток равны:

• для первичной обмотки

• для повышающей обмотки

• для обмотки накала ламп

Предположим, что окно сердечника имеет площадь сечения 5×3 = 15 см2 или 1500 мм2, а у выбранных проводов диаметры с изоляцией следующие: d1из = 0,44 мм; d2из = 0,2 мм; d3из = 1,2 мм.

Проверим размещение обмоток в окне сердечника. Находим площади сечения обмоток:

• для первичной обмотки

• для повышающей обмотки

• для обмотки накала ламп

Общая площадь сечения обмоток составляет примерно 430 мм2.

Как видно, она в три с лишним раза меньше площади окна и, следовательно, обмотки разместятся.

Расчет автотрансформатора имеет некоторые особенности. Его сердечник надо рассчитывать не на полную вторичную мощность Р2, а только на ту ее часть, которая передается магнитным потоком и может быть названа трансформируемой мощностью Рт.

Эта мощность определяется по формулам:

— для повышающего автотрансформатора

— для понижающего автотрансформатора, причем

Если автотрансформатор имеет отводы и будет работать при различных значениях n, то в расчете надо брать значение п, наиболее отличающееся от единицы, так как в этом случае значение Рт будет наибольшее и надо, чтобы сердечник мог передать такую мощность.

Затем определяется расчетная мощность Р, которая может быть принята равной 1,15•Рт. Множитель 1,15 здесь учитывает КПД автотрансформатора, который обычно несколько выше, чем у трансформатора. Д

алее применяются формулы расчета площади сечения сердечника (по мощности Р), числа витков на вольт, диаметров проводов, указанные выше для трансформатора. При этом надо иметь в виду, что в части обмотки, являющейся общей для первичной и вторичной цепей, ток равен I1 — I2, если автотрансформатор повышающий, и I2 — I1 если он понижающий.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector