Художественная резьба по металлу - Svarka-Tokarka.ru
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд (пока оценок нет)
Загрузка...

Художественная резьба по металлу

Основные виды резьбы по металлу. Обозначение и применение

Приветствую вас на моем блоге! Рассмотрим виды резьбы по металлу. В данном посте я хочу подробно рассмотреть что такое резьба виды, назначение и применение резьб различных конструкций и на разных поверхностях. Думаю будет интересно как матерым инженерам так и ученикам ВУЗов и СУЗов.

p, blockquote 1,0,0,0,0 —>

p, blockquote 8,0,1,0,0 —>

Самый пожалуй распространенный вид резьбы в постсоветском пространстве и в европейском союзе. Все наши изделия как и европейские соединяются резьбовыми изделиями с метрическим исполнением. Как ее часто называют на заводе «нормальная» резьба. Как видите угол между гранями витка тут равен 60 градусов. Шаг соответственно может менять свое значение при необходимости. Но не забывайте, что в основном используют стандартные значения в зависимости от наружного диаметра.

p, blockquote 9,0,0,0,0 —>

2. Дюймовая резьба. Коническое исполнение.

p, blockquote 10,0,0,0,0 —>

Дюймовое исполнение как мы видим на рисунке выше имеет угол между гранями резьбы 55 градусов. Это далеко не все различия. Например стандартная резьба метрическая будет иметь обозначение М12х1.5. Значит наружный диаметр равен 12, а шаг резьбы 1,5 мм. В дюймовой это будет 12,5 и шаг 1/4 дюйма. Такие резьбы используют в основном жители США.

p, blockquote 11,0,0,0,0 —>

Если резьбовое соединение коническое, то резьба нарезается под углом φ. Такие резьбы используют для изготовления штуцеров в сантехнике и других подобных сферах требующих надежной герметизации.

p, blockquote 12,0,0,0,0 —>

3. Трубная резьба. Дюймовая. Коническая.

p, blockquote 13,0,0,0,0 —>

Для соединения различных труб используют такие виды резьбы по металлу. Резьбовое соединение может соединить трубы диаметром до 6 дюймов. Если вы решили соединить трубы наружный диаметр которых превышает 6 дюймов, то сварка вам в помощь . Большей просто не существует. Ну во всяком случае я не встречал.

p, blockquote 14,0,0,0,0 —>

Еще можно встретить такой вид соединений в коническом исполнении. Витки нарезаны под углом φ. Вот как она выглядит

p, blockquote 15,0,0,0,0 —>

p, blockquote 16,0,0,0,0 —>

4. Резьба упорная.

p, blockquote 17,1,0,0,0 —>

Упорной ее называют по тому, что как вы видите все витки наклонены в одном направлении. Похожа такая резьба больше на винт мясорубки . Применяется в системах которые испытывают очень большие нагрузки направленные в одном направлении. Это могут быть винты прессов или например крепление крюка крана. Если такая резьба выполнена с уклоном 55 и 45 градусов, то она является особо усиленной. Если 30 градусов, то это обычный представитель своего вида.

p, blockquote 18,0,0,0,0 —>

5. Резьба трапецеидальная.

p, blockquote 19,0,0,0,0 —>

Очень популярный вид резьбы по металлу. Используют очень широко в машиностроении и станкостроении. Изготавливают винты станков, на которых перемещаются суппорты и другие передвижные конструкции станка. Можно применять такую конструкцию резьбового вала в домкратах и силовых узлах.

p, blockquote 20,0,0,0,0 —>

6. Круглая резьба.

p, blockquote 21,0,0,0,0 —>

Применяется в основном при проектировании и изготовлении санитарно-технических изделий таких как вентили и краны в ванной. Такое исполнение обеспечивает необходимую герметичность и плавность хода. Применение такого вида резьбы по металлу используется не только в сантехнике, а например еще для переключения вентилей в оборудовании с применением жидкостей (СОЖ) под давлением.

p, blockquote 22,0,0,0,0 —>

Еще больше информации про резьбы можете найти вот на этом сайте.

p, blockquote 23,0,0,0,0 —>

Виды резьбы по металлу. Заключительная часть.

Сегодня мы с вами разобрались, что такое резьба и какие основные виды резьбы по металлу существуют на сегодняшний день. Как обычно для моих читателей я сделал подборку из двух программ для расчета размеров резьбы. И так две программы:

p, blockquote 24,0,0,0,0 —>

Программа для расчета размеров резьбы валов и отверстий.

p, blockquote 25,0,0,0,0 —>

p, blockquote 26,0,0,1,0 —>

Выбираете параметры резьбы, внутренняя или наружная, точность нажимаете на кнопочку «Показать результаты» и опа! В зеленой рамочке видим интересующие нас размеры.

p, blockquote 27,0,0,0,0 —>

Программа для расчета резьбы крюка. Выполнена в файле xsl.

p, blockquote 28,0,0,0,0 —>

p, blockquote 29,0,0,0,0 —>

Вводим значения в красной рамке и автоматически настроенные формулы завершают наши расчеты. Остается только перенести полученные данные на чертеж.

p, blockquote 30,0,0,0,0 —>

И как вводится можете их скачать совершенно бесплатно лишь поделившись этой статьей со своими друзьями .

p, blockquote 31,0,0,0,0 —>

p, blockquote 33,0,0,0,0 —>

А я на этом заканчиваю. Пойду детей спать укладывать . А вам всего хорошего.

p, blockquote 34,0,0,0,0 —> p, blockquote 35,0,0,0,1 —>

LiveInternetLiveInternet

Цитатник

ЛОСКУТНЫЕ ОТРАЖЕНИЯ. Многие из нас влюблены в крейзи квилт. Оказывается, Мастера лоскутков при.

Рисуем милое личико матрешке . Автор мастер-класса Дина Гусева (GusevaDina) пишет: Се.

Тульский пряник. не выходя из дома Рецепт необычный, попробуйте обязательно. По мнению мои.

Роза из атласной ленты за 1 минуту. Мастер-класс Автор fasolika (Марина) Хочу поделит.

Масло зверобоя для здоровья, кожи, волос зверобой по польски — dziurawiec Лечебные .

Метки

Рубрики

  • батик (47)
  • мастера (30)
  • уроки (17)
  • береста (23)
  • бисер (141)
  • вышивка (20)
  • вязание (6)
  • украшения (59)
  • цветы, листья, скульптура (18)
  • бумага (232)
  • Бумажная филигрань (6)
  • вырезание (32)
  • изготовление (5)
  • Квиллинг (76)
  • оригами (2)
  • пейп-арт (13)
  • пергамано (13)
  • поделки (50)
  • скрапбукинг (36)
  • валяние (193)
  • мокрое (120)
  • полезности (13)
  • сухое (67)
  • видео (80)
  • витражи (6)
  • вышивка (515)
  • крестом (44)
  • на яйце (7)
  • Олонецкая строчка по письму (2)
  • лентами (215)
  • лонгстич (6)
  • барджелло (7)
  • бразильская (13)
  • гладь (27)
  • Декоративные швы (28)
  • машинная (5)
  • объёмная (35)
  • по филейной сетке, строчевая (18)
  • разное (37)
  • ришелье (7)
  • рококо (9)
  • Узоры и символы славянской вышивки (3)
  • церковное (10)
  • Швальмская(Швельмская) (4)
  • Якобинская вышивка -«крюил» (13)
  • _полезности (15)
  • вязание (403)
  • крючок (18)
  • спицы (29)
  • уроки (25)
  • вязание для леди (20)
  • вязание машинное (62)
  • вязание на вилке (1)
  • одежда на чайники (6)
  • перуанское (4)
  • прядение шерсти (2)
  • с бисером (2)
  • салфетки (13)
  • узоры(крючок) (65)
  • узоры(машинное вязание) (74)
  • узоры(спицы) (53)
  • ганутель (1)
  • гобелены,ковры (6)
  • декупаж (210)
  • 3D (15)
  • изделия (97)
  • картинки (32)
  • полезности (99)
  • детям (79)
  • вязание детям (60)
  • развитие (5)
  • шитье (14)
  • ДОБРО (41)
  • женское (1)
  • игры (5)
  • ИДЕИ к праздникам (175)
  • День Св.Валентина (1)
  • Пасха (69)
  • Рождество,Новый год (101)
  • из прошлого (31)
  • афиши,плакаты (6)
  • открытки (20)
  • разное (2)
  • этикетки,наклейки (3)
  • Известные люди (43)
  • изонить (23)
  • на дисках (3)
  • История (48)
  • канзаши (45)
  • КНИГИ и ЖУРНАЛЫ по рукоделью (2)
  • кожа (39)
  • косметика (1)
  • красота (96)
  • керамика (12)
  • разное (25)
  • скульптура (7)
  • стекло (11)
  • фарфор (44)
  • креативное рукоделье (231)
  • Iris Folding(Пэчворк без иглы) (3)
  • из ниток (28)
  • искусственная ткань (3)
  • поделки (79)
  • Пэчворк без иголки (17)
  • разное (30)
  • рисование шерстью,пухом (45)
  • стимпанк (12)
  • Техника ‘Терра’ (1)
  • шкатулки (2)
  • кружево (272)
  • Ирландское (66)
  • Румынское (151)
  • Бюргерское (4)
  • игольное (40)
  • коклюшки (13)
  • куклы, игрушки (221)
  • Вальдорфская (4)
  • вязаные (23)
  • из фетра (11)
  • кукольники (45)
  • народная (30)
  • разное (29)
  • Текстильные (34)
  • технологии (46)
  • Тильды (6)
  • кулинария (328)
  • выпечка (171)
  • заготовки (34)
  • закуски (47)
  • Карвиг (8)
  • напитки (3)
  • сладости (65)
  • лепка (235)
  • полезности (26)
  • глина (10)
  • полимерная глина (87)
  • соленое тесто (44)
  • холодный фарфор (76)
  • лечение (46)
  • макраме (6)
  • мандалы (13)
  • мастер классы (231)
  • гипс (35)
  • декор (95)
  • Драконы (28)
  • подарки (2)
  • полезности (36)
  • ТИСНЕНИЕ ФОЛЬГИ (2)
  • флористика (6)
  • _keltma (28)
  • мифология (9)
  • руны (1)
  • мозайка (29)
  • музеи (5)
  • музыка (16)
  • народные промыслы (31)
  • Гжель (1)
  • Жостово (3)
  • Мезенская (1)
  • Палех (2)
  • Пермогорская роспись (1)
  • Петриковская (7)
  • Русская лаковая миниатюра (3)
  • Федоскинская миниатюра (8)
  • Холуй (2)
  • Хохлома (2)
  • обереги (1)
  • открытки (17)
  • самодельные (2)
  • оформление дневника (3)
  • папье-маше (26)
  • Пирография (1)
  • плетение (330)
  • из газет (292)
  • из лент (6)
  • из лозы (13)
  • из соломки (5)
  • из трав (8)
  • из шнура (5)
  • программы (7)
  • психология (80)
  • резьба (56)
  • по дереву (25)
  • по камню (5)
  • по кости (8)
  • по яичной скорлупе (5)
  • разное (12)
  • рисование (92)
  • Искусство Эбру (2)
  • уроки (71)
  • Энкаустика (10)
  • рисунки, картинки (16)
  • роспись (77)
  • камней (14)
  • контурами (25)
  • на стекле, керамике (2)
  • разное (17)
  • техника «One stroke» (11)
  • трафаретная (4)
  • хной (4)
  • сад, огород (11)
  • соломка (13)
  • сумки, корзинки, шкатулки (134)
  • вышитые (10)
  • вязанные (11)
  • другой материал (34)
  • шитые (81)
  • ткачество (44)
  • украшения (30)
  • вязаные (2)
  • из эпоксидной смолы (16)
  • сутаж (12)
  • фотографии (296)
  • Афишы,плакаты (2)
  • в мире животных (58)
  • водная стихия (3)
  • города и страны (69)
  • горы,пещеры (5)
  • Иллюзии (27)
  • история (10)
  • насекомые (10)
  • натюрморты (17)
  • природные явления (8)
  • растения (36)
  • скульптура (38)
  • Фриволите (8)
  • художники (268)
  • цветы (147)
  • на сетке, фатине (4)
  • вязаные (17)
  • другой материал (43)
  • из ткани (42)
  • полезности (8)
  • топиарий (33)
  • шитье (491)
  • джинсовый мир (65)
  • идеи (22)
  • из фетра (20)
  • книги и журналы (22)
  • мех (1)
  • одежда (11)
  • пэчворк,квилтинг(аппликация) (30)
  • пэчворк,квилтинг(идеи) (137)
  • пэчворк,квилтинг(уроки) (145)
  • технологии (35)
  • это интересно (49)
Читайте также:  Сарай из профнастила своими руками пошаговая инструкция

Музыка

Фотоальбом

Новости

Поиск по дневнику

Подписка по e-mail

Друзья

Постоянные читатели

Статистика

Чудеса, да и только. Металлическое кружево или художественная резьба по металлу

Четверг, 24 Мая 2012 г. 18:08 + в цитатник

Чудеса, да и только. Металлическое кружево или художественная резьба по металлу

Гравировка – самый утонченный из всех видов работ по металлу.

А вот эта хрупкая женщина с помощью паяльной лампы и вдохновения создаёт необычный металларт из металлических тумб, бочек, бамперов и т.д. Кружева, которыми она покрывает металл, взяты в основном из религиозных церемоний и узоров скатертей.

41-летняя Кэл Лэйн (Cal Lane) утверждает, что обожает создавать предметы искусства из предметов, которые люди обычно игнорируют. И делает это довольно необычным для женщины способом: при помощи плазменной резки металла. Груды металлолома в руках мастерицы превращаются в произведения с потрясающими кружевными узорами – на это стоит посмотреть!

А теперь весь процесс по-шагово.

Кэл Лэйн начинала свою карьеру в качестве парикмахера, однако, по утверждению самой художницы, паяльная лампа импонировала ей намного больше, чем ножницы. Недолго думая, женщина объединила свою любовь к прекрасному и желание работать с металлом в своем новом искусстве. А в качестве материала для творчества Кэл выбрала такие обыденные вещи как лопаты, тачки, мусорные контейнеры или старые нефтяные бочки.

«Я люблю работать как визуальный адвокат дьявола, используя противоречия для поиска собственного пути к созданию изображений, — говорит Кэл. – Противопоставления в моих работах ведут к балансу – точно так же, как и к столкновению – что достигается за счет сравнивания и противопоставления идей и материалов». Да что там говорить о работах, если даже о самой себе Кэл Лэйн говорит как о человеке у которого «в голове всегда противоположности».

Работы Кэл часто сравнивают с кружевом. Сама мастерица говорит, что такая метафора интригует ее все больше и больше. Кружево ассоциируется у нее с сокрытием и демонстрацией одновременно: подобно скрывающей занавеси или открытому дамскому белью. Остается только удивляться, как Кэл удается превращать в столько любимые ею невесомые кружева громоздкие, огромные и твердые куски металла.

Кэл Лэйн родом из Канады, а в настоящее время проживает в Нью-Йорке (США).

Художественная резьба по металлу

Художественная обработка металлов известна со времен глубокой древности. Человек, встретив на своем пути золото, был очарован его красотой, поражен способностью в любых условиях сохранять солнечный цвет и блеск, легко поддаваться обработке; использовав эти качества металла в сочетании с гармонией линий и форм, человек создал один из неподражаемых видов народного художественного творчества. Благодаря красоте материала, талант и техническое мастерство исполнителя позволили придать изделиям изысканность, высокую художественную ценность, особую выразительность.

Вначале для художественной обработки человек использовал только золото, затем постепенно стал применять серебро и другие металлы и сплавы. Изделия, созданные мастерами , призваны служить не только в качестве украшений и предметов быта; они способны нести в себе воспитательное начало: удовлетворять эстетические потребности человека, формировать его художественный вкус культуру, пробуждать интерес к творчеству.

Древние умельцы из поколения в поколение бережно передавали свои знания и практические приемы работы, что позволило сохранить и довести до наших дней искусство декоративной и художественной обработки металлов. Новый скачек в развитии искусства художественной обработки металлов произошел на современном этапе с выходом закона об индивидуальной трудовой деятельности.

Художественная обработка металла включает: фигурное литье, чеканка, гравировка и множество других приёмов.

Чеканка

Ковкость металла, его способность к растяжению хорошо использовали древние художники, создав особый вид художественной обработки металла — чеканку.

В технике чеканки великолепно выполнены ритуальные сосуды-кратиры новгородского Софийского собора, находящиеся в Оружейной палате новгородского кремля. Скульптурная чеканка отличается тонкостью выполнения и легкостью линий. Движение фигур хорошо связано с силуэтом сосудов.

В XVII в. особое развитие получила чеканка по серебру и золоту. Мастера московской Оружейной палаты проявили высокое мастерство в чеканке дворцовой утвари: кубков, братин, тарелок, чаш, подносов.
В этих изделиях нашли применение самые разнообразные виды техники чеканки: плоскостные, выполненные расходником с лицевой стороны, просечные, с опущенным фоном, объемные и др. Прекрасный образец разнопланового мастерства чеканки начала XVII в. — братина Данилова. Пластичный, низкорельефный узор ее тулова прекрасно сочетается с плоскостным, подобным гравировке орнаментом верхней части.
Более объемное выражение нашла чеканка в серебряной ендове окольничего Стрешнева, выполненной в первой половине XVII в. Мелкому узору на матовом канфаренном фоне здесь противопоставлена крупнорельефная полированная поверхность.

С начала XVIII в. центром художественной металлообработки становится Петербург, куда переводятся многие мастера Оружейной палаты. Прекрасным образцом, в котором используются все возможности чеканки, служит усыпальница лавры Александра Невского, находящаяся ныне в Государственном Эрмитаже. Крупнейшими центрами чеканного искусства в XVIII в. стали Северный Кавказ и Урал.

Основные инструмента чеканщика – набор чеканов, стальной и деревянный молотки.

Чекан представляет собой круглый стальной прут длиной 120 – 150 мм и диаметром от 2 до 20 мм. Чеканы имеют различный «бой» (рабочую поверхность) в зависимости от наносимых рисунков: штрихов, клеток, точек, звёздочек.

Изготавливали чекан так: откованную заготовку опиливали, наконечнику придавали нужную форму, затем рабочую часть закаливали.

Стальной молоток имеет круглую или квадратную ударную часть, а верхний конец в виде шарика.

Деревянный молоток – киянку – делали из твёрдых пород дерева. Применяли киянку для загибки краёв и правки металла.

Из металлов для чеканки наиболее удобны медь, латунь, алюминий.

Гравировка

История гравировки но металлу насчитывает не одно тысячелетие. Широко известны бронзовые изделия с искусной гравировкой, выполненной кавказскими художниками-граверами еще в начале первого тысячелетия до новой эры. В основном это оружие — боевые топоры и кинжалы, украшенные гравированными орнаментами и изображениями животных.

Мастера древнего Новгорода, Киева, Пскова, Москвы и других городов оставили нам прекрасные образцы гравировки на различных металлах.

Неповторимым своеобразием отличались медные павловские замки для ларцов и шкатулок. Замки изготовляли в виде забавных фигурок львов, русалок, журавлей, всадников и скоморохов, украшая их резцовой гравировкой.

Существуют две основные техники гравировки — штриховая гравировка и обронная резьба. В штриховой гравировке на поверхность металла наносят порезки в виде контурных линий и штрихов. Обронная резьба представляет собой рельеф с выбранным углубленным фоном и объемной обработкой изобразительных элементов.

Художественная ковка

Хотя искусство ковки известно на Руси с древнейших времен, начало его широкому распространению было положено в XII-XIII вв. — во времена зарождения древнерусского городского кузнечного ремесла.
Узкая производственная специализация кузнецов способствовала созданию замечательных художественных произведений. Прекрасным примером русского кузнечного искусства XIII в. может служить шлем Ярослава Всеволодовича, выкованный из одного куска железа.

В XV-XVII вв. кузнечное ремесло продолжало бурно расти, в Новгороде и Москве возникали кузнечные корпорации. Кузнецы селились вместе, образуя слободы (Кузнецкий мост в Москве, Кузнечная слобода в Старице).

Широкое распространение кузнечного ремесла стало возможно при активном росте в этот период металлургической промышленности.
Уже в древние времена в число вещей, изготовлявшихся кузнецами, помимо оружия, входили: дверные ручки, пробои и кольца, петли дверей и ворот, замки, кресалы для высекания огня и другие виды изделий.

Кузнечное дело, считавшееся необычным, высоким искусством, издавна было окружено различными поверьями. Считалось, что кузнецы находились под покровительством бога Сварога и могли врачевать болезни, ворожить, отгонять нечистую силу. Профессия кузнеца казалась таинственной, связанной с магией.

В народном творчестве XVIII в. привлекают внимание затейливые кованые светцы и подсвечники, кованые паникадила. Примерами высокого развития ремесла могут служить искусно выполненные ограды, перила, балконные решетки Петербурга. Изделия, сохранившиеся в музеях нашей страны, дают полное представление об этой отрасли декоративного искусства. Они свидетельствуют о богатстве и своеобразии русской художественной ковки.

Фигурное литьё

Литье — древнейший вид обработки металлов. На Руси художественное литье получило развитие уже в VI-VIII вв. Изделия отливали из бронзы, серебра и золота. Литыми вещами славилась Киевская Русь. Прекрасные образцы литейного искусства имелись и в XVII в. в северных русских городах: Новгороде, Владимире, Суздале. В технике литья изготовляли браслеты, пряжки, поясные накладки и ожерелья. Отливали и более крупные предметы: подсвечники, паникадила, кувшины-водолеи, колокола. Необычайно искусно отлито бронзовое паникадило XII в., найденное близ Брянска. Отец и сын Иван и Михаил Моторины в 1735 г. отлили из бронзы колокол весом в 200 т. В 1586 г. Андрей Чохов отлил царь-пушку весом в 40 т, богато украшенную узором.

Своеобразно каслинское художественное литье. Каслинские мастера получили известность благодаря умению сочетать обобщенное решение всей скульптуры с внимательной проработкой отдельных частей ее: мускулов, уздечек, шерсти, складок и мельчайших деталей одежды.

Обладая прекрасным чувством материала, каслинские мастера строят свою работу на контрастах полированной глади и фактурной поверхности, монолита и ажура. Черный тон, которым покрываются произведения, облагораживает чугун и предохраняет поверхность скульптуры от разрушения.

Наиболее распространенные виды отливки — в земляные формы, по выплавляемым моделям, в оболочковые формы, в металлические формы.

Филигрань

Филигрань (скань) — один из древнейших видов художественной обработки металла. Название филигрань происходит от двух латинских слов — «филюм» (нить) и «гранум» (зерно). Слово «скань» древнеславянское и означает свить, скрутить. И то и другое названия указывают на особенность этого вида обработки металла.

Получается скань от скручивания, ссучивания двух проволочек, образующих «веревочку». Туго скрученная проволока смотрится особенно эффектно, напоминая ряд плотноуложенных зернышек. Дополняется скань зернью, т. е. маленькими шариками, делающими изделие еще более красивым . В технике зерни изготовлялись изделия Киевской Руси еще в X в. В этих вещах витой проволоки почти не применяли. Но уже с XII в. зернь уходит на второй план и все чаще употребляется напайная фоновая скань. С XIII в. число видов скани увеличивается — применяется ажурная и рельефная филигрань. Все большую роль начинают играть камни, появляются многоплановые решения.

Развитие филигранного искусства, приостановленное монголо-татарским нашествием, вновь приходит к расцвету в XV-XVI вв. Изделия с филигранью включают самые различные материалы: драгоценные камни, эмаль, дерево, резную кость. В это время работали известные мастера — сканщики Амвросий и Иван Фомин.

Филигранные изделия производились в царских или монастырских мастерских. Мастера-сканщики задумывали изделия и осуществляли все операции по их производству. В XVII в. потребность в сканных вещах увеличивается. Появляется разделение труда, ремесленники становятся самостоятельными, отдельные мастера осуществляют изготовление проволоки, сканных элементов.

В XVIII в. изготовлялись большие сканные изделия, наряду с камнями широко применялись хрусталь, перламутр. Одновременно получили большое распространение небольшие серебряные вещи: вазочки, солонки, шкатулки.

С XIX в. изделия из филиграни уже выпускались фабриками в больших количествах. Они разнообразны и по назначению и по ассортименту; дорогая посуда, церковная утварь, принадлежности туалета. Технологические приемы достигают высокого совершенства. Расцветает рельефная ажурная филигрань, появляется просвечивающая (оконная) эмаль. Но постепенно исчезает сочность, для многих вещей становится характерной манерность.

Рождение искусства просечного железа относится к самым отдаленным временам развития кузнечного дела. Ковка и просечка столетиями мирно сосуществовали и успешно развивались вплоть до прошлого века.

В древнерусском декоративном искусстве просечной металл распространился очень широко. «Плоскостное узорочье» вплетали в белокаменную резьбу Владимиро-Суздальской Руси подзорами крыш и куполов, фонарями, дверными петлями. В домах просечными полосами оковывали сундуки, поставцы, шкатулки.

Изготовление просечных изделий развивалось в основном в Вологодской, Новгородской, Ярославской областях: близки были центры выплавки железа — Устюжна Железнопольская и село Уломы.

Очень интересны работы великоустюжских мастеров. В растительных мотивах просечки переплетаются ветки и цветы самых разнообразных очертаний.

Иногда просечной узор обогащался пластически: отдельные его детали прочеканивались, поднимались над плоскостью. Или наносился зубилом дополнительный узор.

Цвет тоже играл немалую роль. Просечное железо воронили, лудили, покрывали позолотой. Фон часто раскрашивали в яркие цвета. Но иногда фона не было вообще — просечной ажур смотрелся на просвет.

Особое внимание в просечке уделялось силуэту. Рисунок наносили так, чтобы просветы создавали свой дополнительный узор. Таким образом, очень часто отходов от вырубки орнамента не было — вырубленная часть имела самостоятельную художественную ценность.

Узор обычно вырубали на деревянных топчанах. Поэтому края его оказывались несколько загнутыми внутрь, что придавало изделию большую скульптурность .

Очень интересны работы великоустюжских мастеров. В растительных мотивах просечки переплетаются ветки и цветы самых разнообразных очертаний.

Иногда просечной узор обогащался пластически: отдельные его детали прочеканивались, поднимались над плоскостью. Или наносился зубилом дополнительный узор.

Цвет тоже играл немалую роль. Просечное железо воронили, лудили, покрывали позолотой. Фон часто раскрашивали в яркие цвета. Но иногда фона не было вообще — просечной ажур смотрелся на просвет.

Особое внимание в просечке уделялось силуэту. Рисунок наносили так, чтобы просветы создавали свой дополнительный узор. Таким образом, очень часто отходов от вырубки орнамента не было — вырубленная часть имела самостоятельную художественную ценность.

Художественная резьба по металлу

Приемы художественной обработки металлов

Чеканка — способ обработки металлов давлением, при котором на заготовку наносят неглубокий рельеф путем сильного нажатия инструментом, имеющим выступы. Чеканку, или выколотку, обычно производят на листовом материале в холодном или разогретом состоянии. Чеканка может представлять плоскорельефное, рельефное и объемное изображение. Чеканить можно в основном двумя способами: выколачивать на готовой матрице и на смоляных, резиновых, свинцовых или деревянных подушках киянкой или круглым молотком. Помимо молотка выколачивают пуансонами и чеканами в виде металлических стержней с различными концами (боями). Разновидностью пуансонной чеканки является канфарение — выколачивание зернистой фактуры на поверхности металла. Чеканку используют как чистовую отделку изделий художественного литья.


Турий рог. Серебро. Чеканка, чернь. Деталь орнамента. X в.

Гравирование — нанесение на поверхность твердых материалов рисунков, узоров и т. д. режущими граверными инструментами; выполняется специальным инструментом — штихелем. Техническими приемами резьбы по металлу могут быть выполнение рисунка контурной или штриховой линией различной ширины и глубины или гравировка с выбиранием участков поверхности, т. е. удаление фона около изображения.


Работа Э. Гобадзе. Осень (ГПТУ № 11, Тбилиси). Чеканка

Инкрустация или насечка — набор орнамента из золота, серебра, бронзы, меди, олова или другого металла на поверхности дерева, кости, рога, янтаря, перламутра или украшения на металлических изделиях, изготовленных из других материалов. При выполнении насечки рисунок наносят на поверхность изделия, согласно рисунку выбирают штихелями углубления, изготовляют инкрустационные детали и заправляют их на место.

Скань получается от скручивания тонких проволок, нитей, образующих так называемую «веревочку». Тканью называют и гладкую проволочку, уплощенную посредством вальцовки. Скань изготавливают из серебра, меди, реже применяют золото. Отдельные детали сканного украшения соединяют друг с другом пайкой, Работы, в которых скань в виде ажурного узора или накладной детали набрана на основу металла, называются филигранными.

Эмаль (финифть) — прочное стеклообразное покрытие, бывает различных цветов, ее наносят на поверхность металла в холодном или горячем виде. Холодные эмали наносят кистью или распылителем и дают им просохнуть. Горячие эмали в виде пасты наносят шпателем, после просушивания подвергают обжигу, после чего эмаль приобретает твердую блестящую поверхность. Эмали различаются и по светопроницаемости, они могут быть прозрачные, полупрозрачные и глухие.


H. А. Карасев. Ларец. Эмаль. Фабрика ‘Ростовская финифть’. 1938 г.

Выемчатая эмаль — заполнение углублений, выемок, выполненных тем или иным способом на металлической поверхности пластины растолченной в порошок и смешанной с водой эмалью. После обжига затвердевшую поверхность эмали подтачивают и шлифуют в уровень с металлом. Эмаль по скани — внутренние ячейки орнаментов, образованных сканью, заполняют эмалевой массой разного цвета. После обжига твердая и гладкая поверхность эмали образует цветной узор с рельефным контуром из скани.


А. М. Кокин. Туалетная коробочка с видом Ростова. Эмаль, скань. Фабрика ‘Ростовская финифть’. 1956 г.

Перегородчатая эмаль — на тонкой золотой пластине, со слегка загнутыми краями припаивают тончайшие металлические перегородки, а затем участки, образующие контур изображения, заполняют эмалевой массой. После обжига и тщательного шлифования пластины получается цветное изображение, ограниченное узкими полосками золотых перегородок, находящимися в одной плоскости с эмалевой поверхностью.

Ажурная (оконная) эмаль — лобзиком выпиливают ажур из металла, шабером зачищают пропиленные места и делают набор сканного ажура. Промежутки, ячейки между перегородками заполняют слабо окрашенной прозрачной эмалью. Прозрачной эмалью покрывают и гравированные на металле изображения. После обжига эмаль образует прозрачную красочную пленку.

Эмаль по высокому чеканному рельефу — в этом случае для закрепления эмали на чеканную поверхность металла наносят мелкую гравировку, после чего ее покрывают эмалью и обжигают.

Роспись по эмали — выполняют по глухой эмали разного цвета. Для росписи портретов, сюжетных композиций и различных орнаментов применяют живописную эмаль или керамические красители, смешивая краски со скипидаром или лавандовым маслом. Роспись закрепляется при повторном обжиге, положенные краски сливаются с грунтом, образуя красочное изображение.

Чернь — на гравированную поверхность серебряной пластины наносят или наплавляют черневой сплав, состоящий из сернистого соединения серебра, меди, свинца и др. Наносят его в размельченном виде, а затем подвергают обжигу. Расплавившись, чернь прочно заполняет все углубления.


А. Верховинская. Браслет серебряный с чернью ‘Цветы’. Фабрика ‘Северная чернь’. НИИХП 1947 г.

Литье — для художественного литья используют чугун, бронзу, алюминиевые и цинковые сплавы, для ювелирных работ — серебро и золото. Целые изделия или детали формуют различными способами: отливкой изделий в одностороннюю или двустороннюю песчаную форму с применением опок, заполняемых формовочной смесью; при сложных по форме моделях используют цельные песчаные формы. В этом же случае применяют способ кусковой формовки, т. е. получение литейной формы из нескольких составных частей. Для образования пустотелых отливок в разъемную форму вкладывают песчаные болванки или используют способ литья на так называемый «выплеск», когда жидкий металл расплескивается по стенкам формы. В ювелирных работах практикуют литье под давлением.

Штамповка (штампование)-обработка металла давлением в результате пластической деформации заготовки в штампе (инструмент для обработки при штамповании). Посредством штамповки вырубают плоские заготовки из листового металла, выгибают или вытягивают объемные детали, формы, осуществляют тиснение рельефных изображений.

Давильные работы используют при вытягивании пустотелых объемных изделий концентрической формы на вращающейся болванке. Болванку (цельную или разъемную), имеющую форму будущего изделия, закрепляют в патроне токарно-давильного станка, металлическую заготовку устанавливают между внешним торцом болванки и задней бабкой станка. Вращая шпиндель, мастер стальным стержнем с овальным наконечником крепко прижимает заготовку к болванке, придавая изделию необходимую форму.

Накатка — этим способом наносят изображение или нужную фактуру на изделие, имеющее концентрическую форму. Стальное колесико, на поверхности которого выгравирован рисунок, соприкасаясь с заготовкой, закрепленной в патроне токарного станка, при вращении оставляет след в виде рельефного рисунка.

Ковка представляет собой такой вид работы, при котором путем нагрева и размягчения металлу придается желаемая форма. Ковку делят на следующие операции: вытягивание, укорачивание, расплющивание, загибание (гнутые) и закручивание. При изготовлении сложных изделий применяют пресс-формы.

Травление служит для снятия поверхностного слоя металла посредством химической обработки (кислотами и щелочами), для удаления окалины, обезжиривания изделий перед пайкой и нанесением гальванопокрытий. Способом глубокого травления можно выполнять различные плоскорельефные изображения.

Гальванопластика — изготовление художественных изделий из серебра, цинка и чистой меди электролитическим способом. В раствор электролита помещают гипсовые, графитовые или восковые формы, и под действием электрического тока происходит наращивание металла.

Монтировка — сборка металлических художественных изделий из отдельных деталей. При сборке деталей используют пайку, сварку, обжим на токарном станке, закатку и т. п.

При соединении камня с металлом в ювелирных изделиях применяют крепление: путем обжима краев гладкого ободка металла; посредством остроконечных зубчиков, захватывающих боковые скосы камня, заусенцами, при этом края металла обрабатывают штихелем, с помощью клея.

Отделка изделий — предмет полируют, покрывают тонким слоем более стойкого металла. Металлические изделия золотят, серебрят, хромируют, меднят, никелируют. В декоративных целях химическим способом можно образовать на поверхности металла стойкие и приятные на вид пленки различного цветового оттенка.

Виды резьбы по металлу

В промышленности широко используются разъемные соединения, выполненные с использованием резьбы. Такие соединения называют резьбовыми соединениями.

Резьбовые соединения могут выполняться:

  • на резьбе (соединения типа «болт-гайка» или «труба-муфта»);
  • крепежными изделиями (болтом, шпилькой, винтом).

Достоинства и недостатки резьбового соединения

  • многократные сборка и разборка узла;
  • надежность;
  • простота конструкции;
  • технологичность.
  • повышенное напряжение во впадинах резьбы;
  • низкая стойкость при вибрационных нагрузках (отвинчивание).

Основные параметры

К основным параметрам относятся:

  • шаг (расстояние между 2-мя соседними витками резьбы);
  • внешний диаметр (диаметр элемента крепежа с учетом выступающего витка резьбы);
  • внутренний диаметр;
  • величина угла на вершине витков резьбы.

Виды резьбы

Резьбы можно разделить по следующим признакам:

  • назначению (крепежная, крепежно-уплотняющая, ходовая или специальная резьба);
  • виду профиля (треугольная, трапецеидальная, упорная, прямоугольная или круглая резьба);
  • величине шага ;
  • направлению (правая и левая);
  • системе измерения параметров резьбы (метрическая и дюймовая);
  • месту расположения на детали (внутренняя и внешняя);
  • виду поверхности;
  • числу заходов (одноходовая и многоходовая).

Свойства различных видов резьб

Крепежная резьба используется для соединения деталей. Крепежно-уплотняющая резьба используется для таких соединений, в которых важны не только прочность, но и герметичность соединения. Ходовая резьба используется для обеспечения движения одной детали относительно другой. Резьба специального вида используется в часовых механизмах или в окулярах.

Назначение резьбы обычно влияет и на другие характеристики используемой резьбы. Так для крепежа чаще всего используется треугольная метрическая или дюймовая правая однозаходная резьба. При этом параметры метрической резьбы стандартизированы для различных применений. Профиль треугольной резьбы — равносторонний треугольник, вершина которого срезана. Впадины между нитками резьбы притуплены, что требуется для уменьшения напряжений.

Метрическая резьба может иметь крупный шаг или мелкие шаги. В соответствии со стандартом, например, метрическая резьба М20 может иметь крупный шаг размером 2,5 мм и 5 более мелких шагов размерами от 0,5 до 2 мм. Соединение с мелким шагом используется в тех случаях, когда необходимо соединение тонкостенных деталей, а также для обеспечения торможения.

В некоторых случаях для увеличения прочности соединения используется многозаходная резьба. Такой вариант соединения важен в случаях, когда диаметр винта относительно невелик. При использовании многозаходной резьбы ее шаг, высота и внутренний диаметр будет соответствовать однозаходной резьбе, а ход (то есть, перемещение гайки) будет значительно больше. Необходимо учитывать, что технология нарезания многозаходной резьбы сложна, а, следовательно, и стоимость выполнения такой операции довольно велика.

Профиль крепежной дюймовой резьбы — треугольник с углом в 55°. Все параметры дюймовой резьбы задаются в дюймах. Такая резьба используется в изделиях, разработанных в западных странах, а в России используется только при ремонте импортной техники. Однако крепежно-уплотнительные дюймовые резьбы с углами 55° и 60° стандартизированы и используются в трубопроводах.

Профиль трапецеидальной резьбы — трапеция с углами наклона в 30°, а упорной резьбы — трапеция с углами в 30° и 3°. Оба типа резьбы являются ходовыми и используются для передачи движения. Например, трапецеидальная резьба используется для реверсивной передачи в токарных станках, а упорная – для передачи односторонней нагрузки в домкратах и прессах.

Прямоугольная резьба ограниченно используется в передачах движения. Она имеет большой КПД, но малую прочность. Кроме того, при изготовлении такой резьбы возникают технологические трудности.

Круглая резьба используется для водопроводной арматуры, для механизмов, работающих в агрессивной среде. Профиль такой резьбы образуется дугами и прямыми линиями.

Нарезание резьбы

Такая операция производится следующими способами:

  • резцами или резцовыми гребенками;
  • накатыванием с помощью круглых нарезных плашек;
  • фрезерованием;
  • шлифованием;
  • плашками и метчиками.

Нарезание резьбы резцами выполняется на станке. Такой метод выполнения резьбы используется при необходимости получения точных ходовых винтов или калибров. Производительность такого метода низка, поэтому он используется редко.

Основным методом получения резьбы в промышленности является метод накатывания. При этом деталь зажимается в суппорте станка и прокатывается между роликами, имеющими профиль резьбы. В результате на стержне выдавливается резьбовой профиль.

При фрезеровании резьбы на станках используется гребенчатая фреза. При этом фреза врезается в тело детали и формирует на ней резьбу. Периодически происходит перемещение фрезы на шаг резьбы.

Для получения точной резьбы на коротких деталях (калибрах, резьбовых роликах) используются шлифовальные круги.

Наиболее распространенным методом нарезания резьбы является использование плашек и метчиков. При этом существуют круглые и раздвижные плашки (клупповые).

При нарезании наружной резьбы на станке плашка устанавливается и крепится в специальном приспособлении. При нарезании внутренней резьбы используется комплект машинных метчиков.

Ручное нарезание резьбы

Часто резьбу необходимо нарезать в домашних условиях.

Для того чтобы произвести нарезание внешней резьбы необходимо проделать следующие операции:

  1. Зажать в тисках стержень для нарезания резьбы. Диаметр стержня должен быть равен внешнему диаметру выбранной резьбы.
  2. Подобрать плашку и установить ее в плашкодержатель.
  3. На конце стержня напильником снять фаску и смазать заготовку маслом.
  4. Аккуратно надеть плашку на конец заготовки.
  5. Осторожно без перекосов наворачивать плашку на стержень.
  6. Прогнать плашку до конца резьбы.

Для получения внутренней резьбы надо:

  1. По таблице выбрать необходимый для данной резьбы диаметр сверла. При отсутствии таблицы диаметр сверла приближенно можно оценить, если вычесть шаг резьбы из ее диаметра. Например, для метрической резьбы М10 шаг составляет 1,5 мм. В этом случае диаметр требуемого сверла равен 8,5 мм.
  2. Отметить на заготовке керном углубление, зажать деталь в тиски и с помощью дрели просверлить отверстие под резьбу. Дрель должна обязательно находиться под углом в 90° к поверхности детали. Для учета конусности метчика глухое отверстие должно иметь некоторый запас по глубине.
  3. Установить в патрон дрели зенковку и сделать фаску глубиной не менее 1 мм. Перекос фаски недопустим.
  4. Вставить хвостовик метчика под номером 1 (отмечен 1-й риской) в вороток и смазать рабочую часть метчика маслом.
  5. Вращать вороток с метчиком. Для уменьшения нагрузки на инструмент и сброса стружки на каждые 2 оборота вперед делать по одному обороту назад.
  6. После прогона резьбы метчиком № 1 повторить операцию метчиком № 2, который отмечен двумя рисками и чистовым метчиком № 3 (с тремя рисками).

1 — Метчики. 2 — Плашки. 3 — Воротки

Рекомендации по нарезанию резьбы

При нарезании резьбы желательно выполнять следующие рекомендации:

  1. При нарезании внешней резьбы на стержне необходимо обязательно снять фаску, установить плашку без перекосов, смазать заготовку маслом.
  2. В случае перекоса стержня отрезать испорченный кусок металла и начать нарезание резьбы сначала.
  3. При нарезании внутренней резьбы отверстие должно быть просверлено перпендикулярным плоскости детали, должна быть выбрана фаска, а черновой метчик смазан маслом.
  4. При выборе метчиков отдавать предпочтение метчикам из быстрорежущей стали, так как метчики из углеродистой стали могут сломаться.
  5. Не рекомендуется также при нарезании внутренней резьбы использовать механизацию, так как это также может привести к поломке метчика из-за трудностей при выборе усилия и угла нажима.
  6. В случае поломки метчика для его извлечения необходимо использовать специальный экстрактор или попытаться обточить торчащий обломок метчика и вывернуть его плоскогубцами. Возможный вариант извлечения – использование азотной кислоты для удаления режущих кромок метчика.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector