Как варить тонкий металл полуавтоматом
Особенности сварки полуавтоматом
Полуавтоматическая сварка (MIG), это своеобразная эволюция ручной электродуговой сварки (MMA). Даже, несмотря на доступность MMA инверторов, для бытового использования лучше применять MIG сварку. Но, чтобы полностью оценить ее преимущества, нужно знать, как варить полуавтоматом. На самом деле, в этом нет ничего сложного.
Сварка полуавтоматом
Для сварки металла полуавтоматом, применяется специальная проволока и защитный газ. Газ подается на горелку через сварочный рукав вместе с проволокой, защищая сварочную ванну от воздействия внешней среды.
Электродная проволока выпускается в бобинах. Ее толщина:
Для металлов тоньше 4-х мм применятся проволока 0,6-0,8 мм, толще – 1-1,2 мм.
Защитный газ – углекислота или смесь CO2 с аргоном. Чистый углекислый газ дешевле – но шов получается хуже и от сварки получается больше брызг, чем при использовании смеси с аргоном.
Особенности сварки полуавтоматом:
- автоматическая подача сварочной проволоки – повышает скорость и качество сварки;
- варит тонкий металл – толщина заготовок начинается от 0,5 мм;
- универсальность – полуавтоматический аппарат варит сталь, нержавейку, чугун и цветные металлы;
- на готовом сварочном соединении нет шлака;
- во время сварки практически нет дыма.
С другой стороны, полуавтомат громоздкий за счет баллона с газом. Кроме того, на сильном ветру варить в газовой среде не получится – ветер будет выдувать углекислоту из под горелки.
Что нужно знать о сварке полуавтоматом
Прежде чем варить, нужно учесть тонкости работы сварочного аппарата.
Как правильно варить полуавтоматом:
- плюсовая клемма подключается к горелке, минусовая к заготовке;
- для каждого вида металла применяется специальная проволока. Например, для алюминия – алюминиевая, для нержавейки – нержавеющая и т.д.;
- сила тока и скорость подачи проволоки это взаимно связанные настройки. Чем больше ток – тем больше скорость и наоборот;
- используемый на горелке токосъемный наконечник, должен соответствовать диаметру проволоки. Эта деталь относится к расходным материалам, поэтому требует периодической замены;
- от настройки механизма подающего проволоку, зависит качество шва;
- шланг, подающий проволоку, должен быть жестким – иначе он может перегнуться и подача проволоки застопорится;
- металл тоньше 1 мм лучше сваривать точками, если не нужно получить герметичный шов. Так заготовка не перегреется и не прогорит;
- если напряжение сети, ниже номинального, например 190, а не 220 вольт – лучше применять проволоку меньшего диаметра. Например, вместо 0,8 взять 0,6 – аппарату справится с ней гораздо легче, и шов получится качественным.
- для сварки полуавтоматом без газа применяется специальная проволока, при этом плюсовая клемма подключается к заготовке.
При сварке в нижнем положении, горелка держится под углом примерно 60 градусов по отношению к заготовке. Расстояние до заготовки 5-15 мм. Горелка ведется от себя – «углом вперед».
Перед началом работы нужно откусить кончик проволоки, торчащий из горелки. На нем образуется шарик, который плохо проводит электричество – горелку будет тяжелее разжечь.
Нужно периодически чистить наконечник и сопло горелки от брызг. Если этого не делать подача проволоки станет прерывистой. Поэтому применяются специальные силиконовые аэрозоли, которые защищают поверхности от налипания – нужно брызнуть им внутрь горелки.
Общие правила сварки
Как и в любом деле, у сварки полуавтоматом, есть база, которую обязан знать сварщик.
- при сварке деталей толщиной более 3-х мм, между ними делается зазор 1-2 мм. Это нужно для полного проплавления металла. Если зазора не будет – шов получится поверхностным;
- от нагрева металл тянет, чтобы обеспечить равномерность зазора, делаются прихватки сверху и снизу заготовки. Если длина провара большая – число прихваток увеличивается;
- нужно следить за равномерным наплавлением шва на обе заготовки.
Это простые правила, которые нужно помнить.
Настройка сварочного аппарата
От правильности настройки полуавтомата зависит качество сварочного шва. Что нужно настроить:
- Силу тока.
- Скорость подачи проволоки.
- Давление газа.
В комплекте есть инструкция, в которой указаны рекомендуемые настройки для разных видов швов и пространственных положений. Их нужно воспринимать как ориентир, т.к. не существует такого эталона, который можно было бы применять на всех аппаратах. Поэтому настройки индивидуальны. Задача – получить ровное горение дуги, глубокий провар и красивый сварочный шов.
Поскольку проволока поступает в горелку вместе с углекислотой, нужно выставить давление газа. Оно делается в пределах 1-2 атмосфер.
Для настройки полуавтомата подойдут ненужные куски металла, с такой же толщиной, как и основные заготовки. Начинающий мастер не сможет сразу выставить оптимальные настройки аппарата, поэтому эксперименты нужно проводить на металле, который не жалко выкинуть. Нормальный шов – гладкий и равномерный, без прерываний и резких наплывов. Разобраться в настройках полуавтомата помогут уроки на видео в статье.
Виды сварочных швов
Разные типы сварочных швов отличаются настройками. Тип сварочного шва различается по виду соединения и пространственному положению заготовок.
По пространственному положению:
По типу соединения:
Самые простые соединения заготовок – сварка внахлест и встык в нижнем положении.
Вертикальный шов
Чтобы полноценно пользоваться сваркой, нужно знать, как варить вертикальный шов полуавтоматом. Направление вертикального шва зависит от толщины заготовок:
- Толщина заготовок до 3-х мм – направление сверху вниз.
- Толщина более 3-х мм – направление снизу вверх.
Горелка находится под углом 45 градусов к заготовке. Как правило, требуется уменьшать сварочный ток и скорость подачи проволоки по сравнению со сваркой аналогичных заготовок в нижнем положении.
Для получения качественного шва, от сварщика требуется выдерживать 3 вещи:
- Равномерную скорость движения горелки.
- Расстояние от горелки до заготовки.
- Правильный угол.
Важно не перегревать свариваемый металл, чтобы он не стекал вниз. Остальное сделает сварочный полуавтомат.
Сварка тонкого металла
В сваривании деталей толщиной до 1 мм, нет ничего тяжелого. Даже наоборот, варить тонколистовой металл сварочным полуавтоматом не сложнее чем толстый.
Тонколистовой металл сваривается двумя способами:
- обычный – любые типы соединений;
- заклепочный – заготовки ложатся внахлест и варятся через заранее сделанные отверстия в верхнем листе.
Есть несколько правил такой сварки:
- сила тока и скорость подачи проволоки уменьшается;
- нельзя задерживать горелку на одном месте – получится либо наплыв сварочного валика, либо прожег заготовки;
- при заклепочном методе – сварка начинается с центра нижней заготовки. Если начать варить с краев верхней – металл просто зальет отверстие, т.е. хорошо заварить не получится
Если не требуется получить герметичное соединение – не нужно варить сплошным швом. Для тонких деталей, достаточно точек с промежутком 1-5 см. Процесс сварки, можно посмотреть на видео к статье.
Сварка толстых металлов
При сварке заготовок тоще 4 мм, с кромок снимаются фаски. Это делается для получения глубокого провара. Горелка ведется не по прямой линии, а с небольшими колебательными движениями. Например, зигзагообразные, спиральные, вперед-назад и т.д. Так шов получится глубже и шире.
- между деталями делается зазор 1-2 мм;
- ширина сварочного шва должна равняться толщине заготовки (примерно), например, если варятся 2 детали, толщиной по 6 мм, шов должен зайти на каждую их них по 3 мм;
Если толщина заготовок более 5 мм, может потребоваться варить в несколько проходов. Первый шов делается по центру, второй и третий – сверху и снизу первого шва.
На практике, понять, как работать полуавтоматом не сложно. Получить приемлемые результаты можно уже на первый день обучения. Главное – не бояться экспериментировать и помнить, что настройки полуавтомата индивидуальны для каждого сварщика.
Технология и способы работы с тонким металлом сварочным полуавтоматом
Сварка тонкого металла полуавтоматом – ответственный процесс, который требует от исполнителя полной отдачи и внимания к деталям.
Несмотря на то, что с помощью данного оборудования можно соединять детали различной толщины, особую популярность полуавтомат получил благодаря качественному шву при сварке тонких деталей.
Что такое: виды
Квалифицированный сварщик обязан знать, чем отличаются автоматы от полуавтоматов. Автоматический процесс контролируется оператором, который задает рабочие параметры. При этом весь процесс соединения выполняется без непосредственного вмешательства человека. Полуавтоматическая сварка характеризуется механизированной подачей присадочного материала, роль которой выполняет проволока, а направление движение дуги контролирует сварщик, обладающий необходимыми навыками.
Аппарат для выполнения полуавтоматической сварки состоит из двух основных элементов:
- Сварочный выпрямитель. Источник энергии. При отсутствии механизма для подачи проволоки им можно воспользоваться для сварки в режиме ММА. Существует множество моделей, тип и мощность которых зависит от их назначения. Промышленные сварочные полуавтоматы работают от сети с напряжением 380 Вольт, тогда как агрегаты домашнего типа имеют одно- или двухфазный характер исполнения, работающий с домашней сетью 220 В.
- Механизм подачи проволоки. Отвечает за скорость подачи электродной проволоки. Существует два варианта исполнения. В первом случае данный узел и выпрямитель представляют единый агрегат в одном корпусе. Во втором случае механизм подачи представляет собой отдельное устройство, работающее в тандеме с выпрямителем.
Роль рабочего инструмента выполняет сварочная горелка, которую необходимо держать в руках при выполнении соединения. Как правило, она оснащена лишь кнопкой запуска. Все рабочие параметры выставляют заблаговременно.
Функции полуавтомата будут полезны как дома, так для гаражных работ или на даче. Благодаря универсальности он одинаково хорошо справится как с ремонтом электрического чайника или другого электроприбора, так и монтажом тяжелых гаражных ворот. Опытные специалисты знают, что качество сварки толстого металла полуавтоматом гораздо выше чем к аппарата инверторного типа.
Техника сварки
Перед тем как решить, какой полуавтомат выбрать, необходимо ознакомиться с основными режимами выполнения работ.
В среде защитного газа
Классическая электродная проволока не имеет защитного покрытия, поэтому для защиты зоны расплава от контакта с кислородом, содержащимся в атмосферном воздухе, используют технические инертные газы. Наиболее употребительными являются:
Для работы с тонкими металлическими элементами специалисты рекомендуют использовать импульсный сварочный полуавтомат, который характеризуется точечным воздействием на поверхность. Такой режим препятствует деформации металла за счет незначительного температурного воздействия.
На качество результата влияет грамотный подбор проволоки. Ответственные производители указывают перечень металлов и сплавов, с которыми совместима их продукция. Существуют расходные материалы универсального назначения, однако их не рекомендуют использовать при ответственных работах, по причине более низкого качества, по сравнению с проволокой выборочного действия.
Алюминия
Алюминий – металл, требующий особого подхода. Это связано с наличие тонкой оксидной пленки на его поверхности, которая обеспечивает защиту от дальнейшего окисления. При этом температура плавления оксида в три раза выше, чем у чистого металла. Поэтому необходимо знать, как настроить полуавтомат для сварки с данным металлом. В качестве защитного газа предпочитают использовать аргон.
Существует несколько особенностей рабочего цикла:
- Работы ведутся током обратной полярности, что обеспечивает постепенное плавление свариваемой детали.
- Некоторые сварщики предпочитают произвести предварительную подготовку поверхности, которая включает в себя удаление оксидной пленки с целью облегчить дальнейшие работы.
- Ввиду низкой температуры плавления и высокой текучести необходимо использовать подложки, во избежание утечек расплавленного металла.
С проволокой
Информация в данном разделе будет особенно полезна тем, кто задается вопросом «Как научиться варить полуавтоматами с нуля?».
Электродная проволока бывает двух типов:
- Обычная. Изготавливается из определенного вида металла с добавлением элементов, улучшающих качество соединения. Поскольку проволока не имеет флюсового покрытия, для защиты сварочной области используют защитный газ. Его преимущество заключается в низкой стоимости и возможности соединения даже очень тонких элементов. К недостаткам относят зависимость от погодных условий – при сильном ветре поток будет сбиваться и плохо справляться со своими функциями.
- Порошковая. Особенностью данного материала является наличие порошкового флюса, который находится внутри проволоки. Под действием температуры флюс расплавляется, образуя облако испарений, защищающее горячий металл. В этом случае необходимость в защитном газе отсутствует. Данный тип проволоки имеет большую стоимость, по сравнению с обычной. Кроме того, ею нельзя варить тонкие детали, ввиду высокой вероятности образования горячих трещин.
Основные и вспомогательные материалы
К основным сварочным материалам относят электродную проволоку, которая отличается по типу металла и диаметру сечения. Важно, чтобы материал изготовления соответствовал базовой поверхности заготовки – это гарантия качества будущего соединения.
К вспомогательным расходным материалам относят сварочные газы, перечень которых был указан выше, а также сварочный флюс, применяемый для работы с тугоплавкими элементами.
Правила при проведении работ
Полуавтоматы – это сложные устройства, которые требуют аккуратности в обращении. Мы не рекомендуем заниматься самостоятельным обучением работы с данным оборудованием, ввиду риска упустить некоторые базовые моменты. В специализированных центрах в кратчайшие сроки способные дать основные знания обо всех требованиях государственных стандартах, которые предъявляются к данному типу работ.
Особенности подготовительных процедур и основы техники безопасности будут рассмотрены ниже.
Подготовка поверхности
Перечень выполняемых работ в качестве подготовки к сварке зависит от типа металла и технологии соединения. Например, при сварке встык зона контакта требует дополнительной доработки, в виде подготовки кромок.
Общие рекомендации по подготовки заключаются в очистки поверхности от всех посторонних элементов, включая краску и ржавчину, с последующим обезжириванием поверхности.
Меры безопасности
Требования к средствам индивидуальной защиты сварщика не отличаются от прочих технологий сварочных работ: органы зрения и дыхания должны быть надежно защищены, а верхняя одежда изготовлена из материалов, защищающих работника от брызг расплавленного металла.
Запрещается использовать баллоны с просроченным сроком поверки. Предохранительные клапаны механического или электромагнитного типа должны быть исправны.
Не зависимо от места выполнения работ, не рекомендуем пользоваться аппаратами, собранными своими руками из инверторов – это может привести к травматизму. Рекомендуем ознакомиться с рейтингом производителей сварочных полуавтоматов. Аппараты российского производства пользуются хорошей репутацией благодаря приемлемой стоимости и надежному исполнению. Многочисленные обзоры подтверждают это.
Заключение
Полуавтоматический сварочный аппарат – отличный инструмент для сварки тонколистового металла. Для качественного результата рекомендуем использовать режим сварки в среде защитного газа обычной проволокой.
Сообщества › Сделай Сам › Блог › Территория сварки — сварка тонкого металла
особенности сварки тонкого металла, и как заварить прожег
Смотрите также
Метки: сварка тонких листов, сварка, полуавтомат
Комментарии 69
Встык варили тонкие листы полуавтоматом (подкладывали графитовые пластины у тройлебусников брали), это так, для общего развития Сварщика))
Можно еще медную подкладку использовать . Или если в нижнем положении — флюсовую подушку
медь приваривается иногда(
интересно и познавательно! Ждем следующих роликов. Думаю многим интересно будет узнать о проволках и их особенностях
Буду ждать с нетерпением следующий видеоролик!
В этом ролике показано то, что я понял на практике в первый день испытания своего новенького полуавтомата.
Перед покупкой много видео пересмотрел но, на практике сразу становится ясно без всяких видеороликов.
Изначально для меня была проблема с флюсовой проволкой (знакомый посоветовал), потом приобрел баллон с Аргон+углекислота и все пошло ка по маслу))))
Очень хотелось бы увидеть ролик о разных проволках (какая фирма лучше, какой диаметр подбирать а также о газе (какой для чего и чем он лучше).
УВАЖАЕМЫЙ АЛЕКСАНДР.Огромное спасибо Вам за очередной расказ.И не слушейте пожалуйста дерьмометов.Есть очень много людей, которые с огромным удовольствием смотрят Ваши уроки.Для многих это огромное подспорье, а коменты помогут .
А чего же тогда его в сообществе Сварной не видно?
Что-то я в машине такого толстого металла не видел
Добавлю свои пять копеек — в общем-то, всё верно, но я не услышал даже и напоминания про подачу. Бог с ней, с «силой тока», но вот скорость подачи — тоже важное значение. ИМХО если уж варить тонкоту, то подачу нельзя делать низкой — будет дырка с большей вероятностью.
И ещё ИМХО — эфемерные значения тока действительно лучше бы перевести в вольты, а ещё лучше в вольты/подачу (не спорю, у разных аппаратов подача может обозначаться и регулироваться по-разному, но всё же) Я лично для себя приловчился и знаю, что для металла (к примеру) 1.5-2 мм ставлю напряжение от 15 до 20в (в зависимости нужно заварить дырку или большое пространство или шов встык)
гаражные новечки варят бытовыми сварочными аппаратами, и на некоторых вообще значения силы тока регулируется ступенями . о каких точных значениях может идти речь — когда в сет сегодня 200 вольт а завтра 170 .
Аппарат, на котором не регулируются выходные параметры — это не СА, а дерьмо, простите за выражение. А уважающий себя человек не должен пользоваться дерьмовым инструментом
если б все наши мастера — пользовались тем что хочется — то наверное б и жилось лучше . тогда и напряжение в сети должно быть и не 165 а 220 . как нибудь покажу как варит трансформаторный аппарат для РДЗ, который намотал мне дедушка, где ток регулируется вообще нихромовой спиралью .
Ну зачем же обижаться? Я тоже начинал с трансформатора, потом был ПДГ нашенский. Сейчас имею ростовчанина Контур 180-ый. Если их сравнивать (пдг и контур), то варить можно и тем и тем, а вот ХОРОШО варить — только последним 🙂 Он и дугу держит, и выход мощнее даёт, и напряжение ему побоку (на 21 вольте спокойно варит при 170-180 в сети). Да, он стоит денег. бОльших, по сравнению с пдг, но оно стОит того. Тем более, если речь идёт о работе «для кого-то», а не только «турничок раз в год для себя сварить»
Добавлю свои пять копеек — в общем-то, всё верно, но я не услышал даже и напоминания про подачу. Бог с ней, с «силой тока», но вот скорость подачи — тоже важное значение. ИМХО если уж варить тонкоту, то подачу нельзя делать низкой — будет дырка с большей вероятностью.
И ещё ИМХО — эфемерные значения тока действительно лучше бы перевести в вольты, а ещё лучше в вольты/подачу (не спорю, у разных аппаратов подача может обозначаться и регулироваться по-разному, но всё же) Я лично для себя приловчился и знаю, что для металла (к примеру) 1.5-2 мм ставлю напряжение от 15 до 20в (в зависимости нужно заварить дырку или большое пространство или шов встык)
вот пожалуйста вам режимы
Добавлю свои пять копеек — в общем-то, всё верно, но я не услышал даже и напоминания про подачу. Бог с ней, с «силой тока», но вот скорость подачи — тоже важное значение. ИМХО если уж варить тонкоту, то подачу нельзя делать низкой — будет дырка с большей вероятностью.
И ещё ИМХО — эфемерные значения тока действительно лучше бы перевести в вольты, а ещё лучше в вольты/подачу (не спорю, у разных аппаратов подача может обозначаться и регулироваться по-разному, но всё же) Я лично для себя приловчился и знаю, что для металла (к примеру) 1.5-2 мм ставлю напряжение от 15 до 20в (в зависимости нужно заварить дырку или большое пространство или шов встык)
Открою Вам и всем остальным небольшой секрет. В полуавтоматической сварке существует две, подчеркиваю две регулировки: это вольтаж или напряжение, и регулировка скорости подачи проволоки т.е. по-другому все обзывают током. Что для чего предназначено я эмпирическим путём для себя сформулировал так. Регулируя напряжение задаём ширину шва. Регулируем ток или скорость подачи тем самым воздействуем на глубину провара. В последнее время в инверторные п. автоматы стали добавлять регулировку жёсткости дуги, но как я не экспериментировал в том числе изучал различные источники, в итоге четкого определения так и не нашёл. По большому счёту забил на неё. Вообще п. автоматическая сварка проста как кирзовый сапог. Если человек не смог освоить даже её, то думаю остальные способы и методы сварки не для него.
А про данные ролики думаю чел просто нарабатывает себе подписчиков на своем канале. Можно так растянуть данную тему что на полгода хватит, но это бредт. И ещё почему его не видно в профильном сообществе Сварной, думаю там его не раз бы «поправили».
Осваиваем сварку металла автомобиля с помощью полуавтомата
Осваиваем сварку металла автомобиля с помощью полуавтомата
Как известно, полуавтомат позволяет сваривать как тонкий (0.7–0,8 мм), так и достаточно толстый металл (4 мм и толще). Это значит, что с помощью полуавтомата вы можете варить любой металл, который имеется в конструкции кузова автомобиля — крылья, пороги, лонжероны и так далее.
Теперь поговорим о наиболее популярных способах соединения металла сваркой:
Сварка встык
Применяется тогда, когда вы меняете деталь не полностью, а частично — например, устанавливаете ремонтную вставку на крыло, или ввариваете заплату. Снимать фаски с краёв тонкого стального листа при сварке встык не нужно. Фаски снимают, если толщина металла 2 мм и более, и то не всегда. Отмечу, что сварка встык требует точной взаимной подгонки деталей перед сваркой. Это значит, что между краями свариваемых деталей зазоры должны по возможности отсутствовать, или иметь минимальную величину. Иначе, при попытке сварить два тонких и плохо подогнанных куска железа, вы получите дыру, а не сварное соединение.
Сварка встык чаще всего применяется при ремонте наружных поверхностей кузовных деталей. Например, при частичной замене крыльев. И тогда, когда требуется высокое качество ремонтных работ. Поясню этот момент. Иногда повреждённую деталь заменяют не целиком, а частично. То есть, вырезают не всю деталь, а только повреждённый участок. А на на его место ставят фрагмент, вырезанный из новой кузовной детали. Сварку ведут встык сплошным точечным швом. Если сделать всё хорошо и правильно, то после зачистки и рихтовки сварной шов почти не требует шпатлевания.
Сварка встык требует большого объёма подгоночных работ и достаточно высокой квалификации от сварщика. Сварка встык толстого металла, от 2 мм и толще, происходит гораздо проще. Толстый металл не требует очень точной подгонки, и «прощает» сварщику огрехи, допущенные при подгонке. Толстый металл можно варить сплошным точечным швом — иногда это удобнее и проще.
Сварка внахлест
Это самый простой, и поэтому наиболее распространённый способ соединять металл. В этом случае один кусок металла накладывается на другой. Применяется, например, при вваривании тех же заплат и ремонтных вставок. Сварку внахлест используют для ремонта или замены силовых элементов — лонжеронов, усилителей, порогов.
Сварка через отверстие, или электрозаклепка
Это разновидность соединения внахлёст. Несколько напоминает точечную сварку, применяемую при сборке кузова на заводе. При ремонте автомобиля применяется сплошь и рядом. Новые пороги, крылья, различного рода усилительные накладки на силовые элементы кузова, а иногда и сами силовые элементы также могут быть приварены электрозаклепкой.
Виды сварных швов
Вне зависимости от способа соединения металла — «встык» или «внахлест», сварные швы бывают следующих видов:
1. Точечные
2. Сплошные
3. Сплошные прерывистые
Сплошной прерывистый шов — это чередование сплошных участков сварки с такими же, или другими, перерывами. Строго говоря, размер участков сплошной сварки и интервал между ними вы можете выбирать по своему произволу, исходя из конкретной задачи. Сплошными прерывистыми швами обычно соединяют силовые элементы кузова, сделанные из сравнительно толстого металла.
Сплошной шов может состоять из отдельных точек, расположенных вплотную с некоторым перекрытием. Это будет сплошной точечный шов. Такие швы чаще всего применяют при сварке встык как тонкого, так и толстого металла. В автомобильном кузове нет сплошных сварных швов. Это объясняется тем, что кузов должен сохранять некоторую «эластичность», чтобы уменьшить вероятность появления усталостных трещин в процессе его эксплуатации. Сплошные сварные швы имеют высокую жёсткость и не обеспечивают нужной эластичности кузова. Сплошной шов также склонен к короблению. Сплошным швом варят тогда, когда это действительно нужно. Например, при изготовлении бака для загородной бани, или при изготовлении металлоконструкций из стального уголка.
Конструкция точечного шва понятна из его названия ― это чередующиеся с определённым интервалом сварные точки. Интервал, в зависимости от поставленной задачи, может быть от нескольких миллиметров до нескольких сантиметров.
Все эти виды сварных швов можно делать на деталях, по-разному ориентированных в пространстве, а именно:
1. Горизонтальные, или «на полу»
2. Горизонтальные же, но «на потолке»
3. Вертикальные, или «на стене»
Удобнее всего варить в положении «на полу». Да и качество сварки получается самым высоким. При сварке на «стене», и особенно, на «потолке», расплавленный металл стремится вытечь из сварочной ванны, ухудшая качество шва.
Подготовка металла к сварке
Перед тем, как начать варить металл, его нужно хорошенько очистить от любых загрязнений. К ним относится абсолютно всё, кроме самого металла:
1. Ржавчина
2. Краска, грунт, включая транспортировочный
3. Антикоррозионные покрытия всех видов, включая жидкие консерванты
4. Любая смазка
Все эти загрязнения могут сделать сварку невозможной или как минимум некачественной. И вот почему:
— Загрязнения не проводят электрический ток, и вы не сможете начать сварку.
— В условиях большого тепловыделения, которое происходит в процессе сварки, некоторые загрязнения выделяют большое количество газов, которые «выдувают» жидкий металл из сварочной «ванны». Вместо соединения вы получаете «дыру», а жидкий металл разбрызгивается во все стороны и может привести к ожогам и пожару.
— Газы, выделяемые загрязнениями, могут сделать сварной шов пористым, то есть некачественным.
— Некоторые загрязнения горят и (или) выделяют много дыма. Может случиться пожар и (или) отравление продуктами горения. Много бед могут наделать жидкие автоконсерванты типа «мовиль», которые активно горят в процессе сварки порогов и лонжеронов. Поэтому при установке новой детали, например порога, или крыла, ставьте её необработанной. Свежие консерванты и антикоры содержат горючие растворители и моментально вспыхнут при первой же возможности.
Свариваемые участки металла должны быть по возможности плотно, без зазоров, прижатыми друг к другу. Делается это с помощью разного рода зажимов, или временным креплением на болтах, саморезах и так далее. Если этого не делать, то весьма вероятны сквозные прожоги краёв свариваемого металла. Особо это касается сварки встык тонкого металла. Если между краями имеется зазор, то, как уже отмечалось выше, имеется риск сделать его ещё больше.
Выбор величины сварочного тока
Если вы начинаете сварку впервые, есть смысл для начала потренироваться, но не на конкретном автомобиле, а на кусках тонкого чистого металла толщиной 0,8 мм и более, который есть у вас «под рукой». Но:
1. Не берите для опытов оцинкованный металл, так как испарения цинка ядовиты.
2. Не ведите сварку на ветру или сквозняке — защитный газ будет выдуваться из зоны сварки, что значительно ухудшит её качество или сделает её невозможной.
Сварочный ток зависит от толщины свариваемого металла и для тонкого листа составляет 40–60 А. На регуляторах тока большинства полуавтоматов вы увидите градуировки в относительных единицах, и установить силу тока, например, 50 А, вам так просто не удастся. Для этого надо будет внимательно прочесть инструкцию, хотя для практической работы точное знание величины сварочного тока необязательно. Правильно выбран ток или нет, вы увидите по характеру сварного шва. По мере приобретения опыта вы сами будете знать, в каких положениях должны находиться регуляторы тока при сварке металлов той или иной толщины и в том или ином пространственном положении.
Теперь поговорим о регуляторах. В качестве примера возьмём итальянский полуавтомат «Helvi Panther 132».
У него имеется всего три регулятора, имеющих отношение к величине сварочного тока — два из них предназначены для ступенчатой регулировки — это положения «1» и «2» у одного , и «мин» и «макс» у другого, т.е. всего 4 значения сварочного тока. Третий регулятор — это плавный регулятор скорости подачи сварочной проволоки. Причём, скорость подачи проволоки увязана с величиной сварочного тока. Это значит, что полуавтомат автоматически изменяет величину сварочного тока при изменении скорости подачи проволоки. И наоборот, при переключении ступенчатых регуляторов тока автоматически изменяется скорость подачи проволоки. Например, для сварки тонкого кузовного металла оптимальными оказались следующие положения регуляторов: ступенчатые — «1» и «макс», плавный — примерно на делении 6 или 7. При сварке толстого металла, например, стального уголка с толщиной свариваемого металла около 4 мм, положения регуляторов оказались следующими: «2» и «макс», плавный — 7 или 8. На вашем полуавтомате может быть иная конфигурация регуляторов сварочного тока. Но суть останется той же.
Для начала не обязательно сразу сваривать куски металла между собой. Просто попробуйте аппарат в работе, нанося сварные точки на чистый металл. Для этого оденьте свой «хамелеон», поднесите горелку к металлу на расстояние 4-6мм. Рукоять сварочной горелки удобнее держать двумя руками. Для удобства можно опереть край газового сопла сварочной горелки на свариваемый металл. Затем нажмите клавишу. Немедленно загорится дуга. Через 3-4 секунды отпустите клавишу. Рассмотрите сварную точку.
Далее возможны варианты. Их можно перечислить в следующем порядке:
1. Сварочный ток мал. В этом случае расплавленный металл проволоки не растекается, как следует, а свариваемая деталь не проплавляется. У сварщиков это называется, нет «провара». В этом случае увеличиваем ток и повторяем попытку.
2. Сварочный ток в норме. Расплавленный металл проволоки хорошо растекается и хорошо проплавляет свариваемый металл. На обратной стороне металла появляется небольшая капля.
3. Сварочный ток велик. Сварная точка как бы «просела», а на обратной стороне металла повисла капля.
4. Сварочный ток велик настолько, что в металле прожигается дыра. Значит, ток надо убавить. Тренируемся до тех пор, пока не будем получать красивую и правильную сварную точку. После тренировок можно приступать к опытам по свариванию кусков металла между собой.
Проблемы, возможные при проведении сварочных работ
Все проблемы можно условно поделить на две группы.
Проблемы, связанные с неправильным выбором режимов работы сварочного полуавтомата
К ним относятся:
Неправильный выбор величины сварочного тока
При чрезмерно большом сварочном токе возможны прожоги свариваемого металла. Другие признаки чрезмерного сварочного тока — образование большой капли металла на конце проволочного электрода, выходящего из медного наконечника сварочной горелки. Иногда эта капля намертво приваривается к медному наконечнику, образуя с ним единое целое. При попытке пустить сварочный аппарат проволока «стоит», а иногда ломается на выходе подающего устройства, перед входом в шланг. Сварка становится невозможной.
В этом случае нужно проделать ряд мероприятий:
Снять газовое сопло и плоским напильником со средней насечкой запилить торец медного наконечника. Опиловку делают до тех пор, пока полностью не освободят проволоку от «прихвата» к медному наконечнику. Иногда приходится спилить значительную часть наконечника, чтобы вызволить проволоку из «плена». Если вам не хочется тратить время на опиловку, вы можете вывернуть наконечник, не обращая внимания на сопротивление закручиваемой проволоки. Если проволока на выходе подающего устройства не сломалась, то после замены наконечника можно продолжить работу.
Если проволока сломалась, образовав петлю на входе в подающий шланг, то действуем дальше:
— Отводим прижимной ролик и кусачками перекусываем сварочную проволоку до входа в подающее устройство.
— Вытягиваем кусок сварочной проволоки из шланга, действуя в направлении от сварочной горелки к бобине.
— Далее заводим проволоку в подающий канал (как это делается, уже написано в предыдущих статьях), и продолжаем работу.
Неправильная регулировка прижима проволоки в подающем устройстве
Как уже отмечалось выше, при «прихвате» сварочной проволоки в медном наконечнике она ломается на выходе подающего устройства. Это значит, что прижим сварочной проволоки в подающем устройстве слишком велик. Прижим должен быть отрегулирован так, чтобы при прихвате проволока проскальзывала, но не ломалась. Другая крайность — прижим слишком мал. В этих случаях также возможен прихват сварочной проволоки в наконечнике, хотя сварочный ток выбран правильно. Это происходит потому, что проволока из-за проскальзывания подается медленнее, чем плавится. В конце концов дуга начинает гореть на самом наконечнике, что и приводит к прихвату. Те же самые последствия имеет слишком малая скорость подачи проволоки.
Мал расход газа
Сварка получается пористой. Решение этой проблемы — увеличить расход газа регулировкой редуктора. Считается, что для сварочной проволоки диаметром 0,8 мм оптимальным будет расход газа 8-10 литров в минуту. В инструкциях по применению бытовых углекислотных полуавтоматов могут быть указаны другие цифры — например, 2-3 литра газа в минуту. Как показала практика, такого расхода явно недостаточно.
Проблемы, связанные с неисправностями сварочного полуавтомата
Неисправности полуавтомата редко бывают фатальными. Чаще всего изнашивался медный наконечник в сварочной горелке. В этом случае дуга горит нестабильно, слышны частые «щелчки», варить становится просто невозможно. Износ наконечника складывается из механического и электроэрозионного. Механический износ образуется за счет трения проволоки о наконечник. Дело усугубляется тем, что на сварочной проволоке имеется насечка, которую делает подающий ролик. Эта насечка работает подобно напильнику. Электрическая эрозия возникает вследствие того, что через медный наконечник, представляющий собой скользящий контакт, проходит электрический ток в десятки, а иногда и сотни ампер, и металл наконечника переносится на проходящую через него проволоку. Поэтому наконечник изнашивается довольно быстро. Внешне это выглядит так: отверстие в наконечнике становится овальным, и проволока как бы «болтается» в нем. Такой наконечник подлежит немедленной замене запасным.
Проблемы косвенного характера
Иногда в процессе сварочных работ не удается достичь приемлемого качества сварки. Всё говорит о том, что вроде бы неисправен полуавтомат — дуга горит неустойчиво, сварочная проволока прилипает к металлу, а провар получается плохим. Регулировки сварочного тока и скорости подачи проволоки почти ничего не меняют. Появляется мучительное желание разобрать аппарат и начать чинить его… Не торопитесь. Причина может оказаться на редкость банальной — в питающей полуавтомат электрической сети может оказаться пониженное напряжение.
Как сварить полуавтоматом тонкий металл
Полуавтоматическая сварка металлов обычно происходит в защитной газовой среде. Благодаря этому получается прочный шов, не имеющий пор и устойчивый к коррозии. Такой метод подойдет для соединения деталей любой толщины, однако сварка тонкого металла полуавтоматом имеет ряд нюансов. Прежде чем приступить к работе, ознакомьтесь с полезной информацией.
Сварочный полуавтомат: конструкция и технология
- Источник питания.
- Система управления, соединенная электрической цепью с источником питания.
- Механизм для подачи присадочной проволоки. Он включает в себя редуктор, электродвигатель и подающие ролики, может доставлять проволоку тянущим,толкающим либо комбинированным методом.
- Держатель, оснащенный каналом для перемещения проволоки.
- Газовый баллон. В нем нет необходимости, если сварка производится при помощи порошковой проволоки: защитный газ образуется при сгорании флюса, которым наполнена ее внешняя оболочка.
- Шланги, кабеля с держателем и зажимом.
устройство сварочного полуавтомата
Технология сварки включает в себя использование защитных газов. Ацетилен, водород, пиролизный, коксовый, природные газы вытесняют собой те компоненты окружающей среды, которые могут значительно ухудшить качество соединения.
Перед началом работы выставляется сила тока, которая зависит от толщины свариваемых поверхностей, а также скорость подачи электрода и расхода защитного газа. Проверяется количество газа в баллоне, подлежащие соединению металлы очищаются от грязи, лака, краски и т.д. Затем, открутив вентиль подачи газа, можно зажигать дугу и начинать сваривание. Чтобы проволока поступила в зону сварки, достаточно нажать кнопку «пуск». В процессе расходный материал должен располагаться перпендикулярно к детали.
Что и какими методами можно сваривать полуавтоматом
Наиболее часто полуавтоматическая сварка применяется для сваривания листового металла – нержавеющей стали, алюминия, цветных металлов. Сварке подлежат изделия и из чугуна. Зная, как правильно варить черные металлы, можно приступать и к сварке цветных.
Без использования полуавтомата при соединении тонких металлов трудно представить услуги СТО, сборку и ремонт бытовых приборов, установку всевозможных ограждений, емкостей для сбора и нагрева воды на даче и т.д. В промышленных условиях (например, в автомобильной промышленности) полуавтоматическую сварку используют тогда, когда необходимо получить высокое качество шва.
Варить полуавтоматом машину или заменять участки поврежденных деталей можно стыковым методом, однако он требует некоторого опыта сварки. Соединение по готовым отверстиям стоит произвести там, где ставится заранее выкроенная заплатка. Сварка внахлест, при которой происходит точечное соединение поверхностей, доступна даже для новичков.
Плюсы и минусы сварки металла полуавтоматом
Полуавтоматическая сварка имеет ряд преимуществ:
- Подойдет для начинающих сварщиков.
- Нет необходимости постоянно удалять шлак из области сварного шва.
- Не требуется постоянно менять электроды.
- Металл при работе не разбрызгивается.
К минусам можно отнести:
- Невозможность использования аппарата в ветреных условиях: произойдет выдувание защитных газов из-под горелки.
- Газовый баллон делает конструкцию аппарата несколько громоздкой.
Подготовка прибора к сварке
Перед началом работ аппарат заправляется катушкой сварочной проволоки. С помощью механизма протяжки регулируется ее натяжение. Если посадочный диаметр катушки не соответствует, воспользуйтесь адаптером. Сняв сопло и наконечник, выведите проволоку из механизма примерно на 15 см, затем, установив детали на место, обрежьте лишнюю длину.
Установите и зафиксируйте баллон с защитным газом. Удостоверьтесь, что сеть снабжена предохранителями, режим сварки выбран правильный, тип газа соответствует типу металла, в запасе имеются контактные наконечники и подающие ролики для проволоки. Механизм готов к работе.
Как самому настроить сварочный полуавтомат, можно узнать здесь.
Как варить тонкий металл полуавтоматической сваркой
Зная, как правильно варить тонкие металлы, можно использовать сварку полуавтоматическим инвертором при ремонте автомобилей, изготовлении труб небольшого диаметра, емкостей для воды и т.д. Толщина свариваемого металла находится в пределах 0,2-4 миллиметров. Прежде всего, нужно выбрать правильную толщину электродов, поскольку электроды с толщиной более 4 мм будут гасить сварочную дугу. Чтобы она горела непрерывно, металл до 1 мм варят электродами 0,5 – 2 мм. При толщине деталей 1,5 – 2 мм электрод будет иметь диаметр 2 – 2,5 мм. Профессионалы рекомендуют варить полуавтоматом с электродами 2-3 мм.
сварочный шов, полученный при помощи полуавтомата
Произвести сварку металла толщиной 1 мм и тоньше – довольно сложная задача, так как есть большая вероятность сквозного прожога шва. Чтобы избежать дефектов, нужно соединить металл электросваркой при помощи прихваток. Расстояние между ними должно быть 1,5 – 2 см. Затем производятся короткие швы. После каждого из них нужно выдерживать небольшую паузу, чтобы металл успел остыть. Длинное сварочное соединение можно получить, поочередно сваривая металлические поверхности. Кроме того, для охлаждения деталей используется медный или латунный лист, расположенный непосредственно за ними, а также обычный увлажненный текстиль, которым протирают поверхность между швов.
Как правильно варить металл, если вы новичок в сварке? Полуавтомат значительно упрощает работу, однако некоторые нюансы стоит все же учесть:
- необходимо правильно подобрать режим сварки.
- Соединение поверхностей происходит на пониженных токах (10-75 А).
- Скорость подачи проволоки гораздо ниже, чем при сварке толстых металлов.
- Движения горелкой должны быть равномерными, иначе не избежать наплыва сварочного валика или прожога детали.
- При точечной сварке соединять начинают с центра заготовки, расположенной снизу. Это позволяет избежать заливания металлом отверстия.
- Очистив поверхности от ржавчины, загрязнений, следов краски и обезжирив их, вы не только получите более прочный шов, но и избежите токсичных испарений. При очистке не стоит снимать большой слой металла.
- Угол между горелкой и зоной сварки должен составлять 45 градусов.
- Для получения полного провара сваривать рекомендуют с зазором.
- Присадочная проволока должна иметь продолжительный период плавления.
- Обязательно используйте защитную одежду.
- Предварительно почитайте рекомендации опытных сварщиков о том, как сварить тонкий металл.
С охраной труда при сварке можно ознакомиться здесь.
Тонкий металл можно варить полуавтоматом в горизонтальном, вертикальном, потолочном, нижнем положениях. Последний способ пользуется большой популярностью. Многие начинающие сварщики задаются вопросом — как варить тонкий металл в вертикальном положении? Чтобы получить вертикальный шов, учитывают толщину свариваемого металла:
- До 3 мм. Варить полуавтоматом стоит сверху вниз.
- Более 3 мм. Сварка производится по направлению снизу вверх.
Как варить толстый металл при помощи полуавтомата
Предварительно осведомившись, какой толщины металл подлежит сварке, можно подготовить его к этому процессу по всем правилам. Сваривать толстый металл – детали с толщиной стенок более 4 мм – нужно, сняв фаску в предполагаемых местах соединения. Учтите, что можно это сделать с помощью газовой резки, но применяются также ручное и пневматическое зубила. Металлические листы с толщиной 5 – 15 мм оснащаются V-образными скосами, для деталей толщиной более 15 мм предполагается X-образный скос.
сваренный полуавтоматом толстый металл
Шов при соединении толстых поверхностей, особенно при тавровых соединениях, необходимо упрочнять при помощи еще двух, расположенных на верхней и нижней его кромках. Дугой необходимо не вести вдоль прямой линии, но совершать зигзагообразные или возвратно-поступательные движения. Металл шва должен заходить на поверхность изделия на ширину, равную толщине этой детали. Для получения надежного соединения чаще всего используют сварку каскадом или горкой.
При сварке толстого металла есть высокая вероятность, что повредится антикоррозийное покрытие детали. Поэтому после сварки деталь нужно обработать специальными составами. Если же она изготовлена из низколегированной стали, то не помешает предварительный подогрев. Термическая обработка размягчит изделие, подготовив его к дальнейшим работам.
Как варить толстый металл, сохранив первоначальные качества детали? Чтобы уменьшить деформацию или полностью предотвратить ее, изделия из толстого металла перед сваркой надежно фиксируются при помощи струбцин. Сделать это можно на верстаке, сборочном столе или плите из стали.