Имитация ковки из металла
Как своими руками сделать имитацию ковки
Кованый декор фасадов зданий, домашняя и уличная мебель, ворота и ограды, сделанные руками умелого кузнеца, являются показателем статусности, презентабельности и вкуса хозяев. Лаконичные или замысловатые ажурные узоры неизменно притягивают к себе восхищенные взгляды.
Имитация ковки заключается в том, чтобы изогнуть металл, а соединение его производится при помощи сварки.
Единственный их недостаток — большая цена. Ведь настоящая художественная ковка выполняется вручную и часто по индивидуальным эскизам. Имитация ковки может стать хорошей заменой для тех, кто хочет украсить свое жилье изделиями из металла.
Что такое холодная ковка?
Настоящая художественная ковка предполагает обработку раскаленного до необходимой температуры металла. Для ее выполнения обязательно нужны отдельное помещение, кузнечная печь или горн и специальные инструменты.
Для ее имитации — холодной ковки, понадобится только свободное помещение, для чего вполне подойдет даже гараж или сарай. Выполнение холодной ковки вполне доступно тем, кто хочет самостоятельно изготовить декоративные решетки, ограду или какой-нибудь предмет мебели. Ее суть заключается в изгибании прутков из металла с последующим их соединением при помощи сварки.
Имитация ковки: Ограда.
Изделия, выполненные в этой технике, обладают намного большей прочностью и долговечностью, чем литые или штампованные. Это связано с тем, что при использовании специальной оснастки для придания необходимой формы металлическому пруту выполняется одновременное прессование и изгиб металла. Возникающее в результате обработки дополнительное давление способствует повышению прочностных характеристик. Правда, если была сделана ошибка, исправить испорченную деталь будет довольно сложно.
Наиболее сложным в технологическом смысле этапом имитации ковки является сборка изделия. Необходимо выполнить сварочные работы и качественно зачистить швы, сделав их незаметными.
Как и любая технология, холодная ковка имеет свои недостатки и преимущества. К плюсам можно отнести:
- простоту процесса изготовления, доступного даже неопытным новичкам;
- использование станков для изгиба заготовок позволяет воспроизвести со 100% точностью необходимое количество изделий без особых затруднений, например, решеток для ограды.
Недостатками холодной ковки можно считать:
- используя стандартные станки, невозможно сделать уникальное изделие;
- пройдя через принудительную деформацию, металл все же будет стремиться вернуться к исходной форме, хотя это очень медленный процесс.
Оборудование для холодной ковки
Кроме сварочного аппарата и умения с ним обращаться, домашним умельцам, решившим попробовать свои силы в изготовлении ковки своими руками, понадобятся специальные станки.
Многие мастера делают их сами, ведь их конструкция совсем простая. Существуют универсальные и узконаправленные приспособления. Преимущества универсальных станков заключаются в широком наборе функций, однако они быстрее будут приходить в негодность из-за активной эксплуатации или производить продукцию невысокого качества. Поэтому предпочтительней иметь несколько станков для различных операций.
Полный набор оснасток для холодной ковки состоит из следующего ручного оборудования:
Схема гибки металла на оправке.
- волна, позволяющая получить синусоидные изгибы прутка;
- улитка — для изготовления всевозможных спиралей;
- твистер — для скручивания заготовки вдоль оси;
- гнутик — для изгибания металлического прута под необходимым углом;
- фонарик — для изготовления специальных декоративных элементов;
- станок для получения колец.
Станки, используемые в холодной ковке, могут быть ручными или электрическими. Если это занятие является простым хобби, то ручного оборудования вполне достаточно. В мастерских же обычно используют электрооборудование, значительно повышающее производительность.
Выполнение холодной ковки
Холодная ковка имеет одну особенность — это возможность работать с металлом не слишком большой толщины. Несмотря на это, при наличии необходимых инструментов сделанная своими руками имитация будет иметь прекрасный внешний вид. Работу выполняют в несколько этапов:
- Все начинается с эскиза. На нем необходимо прорисовать и разметить все детали. Придумывая узор, нужно помнить о возможностях станков, которые будут использоваться, а не только идти за своей фантазией. Также эскиз используют во время сборки готового изделия.
- На основании эскиза определяют необходимое количество материала, толщину прутков, выполняют настройку оснастки.
- Приступают к изготовлению деталей. Их форма и количество полностью зависят от выбранного дизайна и имеющегося оборудования. Только от мастера зависит, будет ли он в своей работе использовать одну или все шесть оснасток.
- После того как все детали готовы, переходят к сборке изделия. Выполняя сварочные работы, нужно быть особенно аккуратным с мелкими деталями. Для большей декоративности можно использовать готовые цветы, листья или окончания, которые просто нужно приварить к конструкции.
- Сварочные швы тщательно зачищают, чтобы сделать их максимально незаметными. Это даст возможность более качественно имитировать художественную ковку. В домашних условиях эту операцию можно выполнять шлифовальной машинкой или болгаркой со специальным кругом.
- Завершает процесс изготовления покраска. Перед нанесением краски лучше всего покрыть изделие грунтовкой.
Несмотря на вложение денег в металл, инструменты и лакокрасочные материалы, имитация, сделанная самостоятельно, обойдется значительно дешевле настоящей художественной ковки. Изделия, созданные своими руками, станут достойным украшением приусадебного участка или частью интерьера дома.
Декорирование шкатулки с имитацией ковки
Имитация ковки. Декорирование шкатулки.
Представьте погожий солнечный денек, вы прогуливаетесь по Петербургу. Вокруг каналы, сады, соборы, старинные здания, которыми так славится северная столица — абсолютное эстетическое удовольствие! Но я хочу поговорить о конкретном месте, точнее даже о том, чем оно огорожено. Я говорю про кованую ограду Михайловского сада. Полагаю, мастерство, с которым она выполнена, и необычность рисунка, узнаваемого по одним только очертаниям, вдохновила многих художников, и я не исключение. Конечно, дальнейшая представленная работа имеет мало общего с этим произведением искусства, она скорее является результатом моих мыслей по поводу имитации ковки в целом, а не в подражании чему-то конкретному. В любом случае, я постаралась найти метод, при помощи которого можно передать ощущение от вида кованых изделий. Итак, приступим.
Для имитации ковки в декоре шкатулки нам понадобятся:
— бельевая хлопчатобумажная веревка;
Шаг 1. Грунтуем шкатулку.
Я рекомендую черный грунт, так как далее мы будем использовать черную краску, через которую может просвечивать нижний слой. Соответственно, при использовании белого грунта, вам придется нанести больше слоев краски, что увеличит ее расход.
Смотрим на фотографии, эскизы и проекты различных кованых оград и вдохновляемся. Теперь нам нужно нанести контуры, по которым в дальнейшем будет крепиться веревка.
Почему мы сначала наносим рисунок, а не черную краску, как сделали бы это обычно, чтобы избежать не прокрашенных мест?
Во-первых, по черному деколору вы уже не сможете рисовать карандашом, ручкой, мелом или чем-либо из графических принадлежностей. Вам придется использовать краску, что не очень удобно, если вы придумываете рисунок по ходу (краску сложно стереть, придется закрашивать).
Во-вторых, сцепление геля с грунтом гораздо прочнее, чем с краской.
Шаг 3. Нанесения геля.
После завершения рисунка, начинаем наносить гель по заданным контурам. Почему я выбрала именно гель? Во-первых, потому что он плотный, в него хорошо вживляются любые элементы, при этом он создает объемное основание для этих элементов. Во-вторых, он точно не проест грунт, как это могут сделать некоторые клеи. В-третьих, мне просто больше нравится работать с ним, так как он не пахнет, к тому же он дольше сохнет, чем клей, что дает возможность при необходимости исправить погрешности.
На данном этапе лучше использовать контурный гель, но если у кого-то, как и у меня под рукой оказался только гель в банке, то можно пустить в дело его. С контурным гелем все просто, мы просто выдавливаем его полосой по заданным контурам. С гелем же из банки процесс усложняется. Берем гель из банки густо на плоскую среднего размера кисть и выкладываем его как ложкой на контур, одновременно оттягивая руку с кистью по линии, тогда вы добьетесь максимально удобного контура.
Теперь приклеиваем на гель бельевую веревку. Для этого отрезаем от мотка на глаз нужный кусочек. Далее, прижимая один конец пальцем, второй рукой начинаем формировать рисунок.
Двигайтесь по веревке небольшими отрезками, все время придерживая и прижимая участки, которые уже выложили на узоре. Советую иметь острые ножницы для того, чтобы в конце линии без труда обрезать кончик.
Концы веревки «примазываем» гелем для того, чтобы они не топорщились. При создании объемных элементов, т.е. в несколько уровней веревки, как в данном случае цветок, дождитесь пока предыдущий слой высохнет и закрепится.
Шаг 5. Окрашивание.
После высыхания всей композиции красим шкатулку в черный деколор. Это придаст ей большую схожесть с металлом. Особое внимание обратите на покраску объемных элементов. Советую использовать для этого круглую кисть средних размеров, так как ей будет удобнее прокрашивать внутренний рельеф и при этом она будет держать достаточное количество краски, нужное для пропитывания волокон веревки.
Шаг 6. Сухая кисть.
После высыхания черной краски проходим «сухой кистью» по всей шкатулке «Деколором» Серебристо-черным.
Далее так же проходимся по особенно выпуклым местам и углам «Деколором» Серебро.
Шаг 7. Закрепление.
Покрываем в несколько слоев финишным лаком, он придаст необходимый глянец нашей работе и сделает ее более долговечной.
Для того, чтобы подобная работа смотрелась более ярко, можно добавлять в композицию разноцветную мозаику, точечную роспись, золотые элементы. Желаю приятного творчества!
Художественная ковка
Художественная ковка — это изготовление изделий, выполняющих не только практические, но и эстетические функции, способом горячей или холодной ковки. Главное отличие художественной ковки от обычной в том, что создаваемые поковки обретают художественную значимость, превращаясь в произведение искусства.
С помощью художественной ковки делают предметы интерьера, элементы декора, каминные и садовые решетки, мебель, скамейки, самые разнообразные бытовые изделия.
Владение изделиями художественной ковки во все времена являлось признаком высокого статуса и богатства. Мастер-кузнец, или, как их сейчас называют, художник по металлу, долго приобретал свои знания и навыки, развивал художественный вкус. Трудиться ему приходилось в очень тяжелых условиях, работа требовала больших затрат на материалы и была сопряжена с риском увечий и пожаров.
Античная мифология даже приравнивала кузнецов к богам — кузнецами были греческий Гефест и римский Вулкан, скандинавский Тор и японский Амацумара. Поэтому художественная ковка и в прошлом, и сегодня стоит дорого.
История художественной ковки
История художественной ковки начинается сразу в нескольких точках древнего мира — в Китае и Месопотамии, в Египте и в Европе, в зоне проживания кельтских племен. Именно там были впервые обнаружены кованые изделия, обладавшие, кроме утилитарного, еще и художественным значением.
Древние мастера украшали свою продукцию изображениями и орнаментами. Художественная ковка была отмечена во всех отраслях хозяйства — украшали оружие и домашнюю утварь, решетки и ограды, части механизмов и предметы культа. После расцвета искусства художественной ковки в античном мире средневековые мастера во многом утратили достижения времен Римской империи. Узоры стали намного проще, практически исчезли крученые прутки. Эпоха Возрождения стала возрождением и для искусства художественной ковки. Вновь открывались античные секреты, разрабатывались новые методы и художественные приемы. Особенно славились итальянские мастера из княжеств в регионах Милана и Турина, создававшие великолепные доспехи и оружие.
Начало широкого применения энергии воды и пара для механизации работы кузнечных горнов и молотов привело к началу технической революции — кованые изделия стало возможно выпускать массово. Однако художественная ковка не потеряла своего особого положения и продолжает цениться и в наши дни именно за свою уникальность
Инструменты для ковки
Набор инструментов античного кузнеца был нехитрым, но стоил по тем весьма дорого. В него входили:
- Кузнечный горн — приспособление для разогрева заготовки до высокой температуры.
- Ручные меха для раздувания углей.
- Наковальня — массивная металлическая отливка или поковка, на которой заготовке придают желаемую форму.
- Кузнечный молоток и молот.
- Клещи.
- Оправки, зубила и т.п.
- Емкость с жидкостью для охлаждения поковок.
С этим минимальным набором кузнец мог ковать несложные изделия хоть под кустом. Походные горны и наборы инструментов возили с собой кочевники и любая армия древности. Технологических возможностей походных кузниц хватало на то, чтобы выковать наконечник для стрел, подкову и другие детали конского снаряжения, починить металлические детали повозок, выправить поврежденный клинок или доспех.
Но для того, чтобы выковать корабельный якорь или тележную ось, требовалась уже стационарная кузница. В ней устанавливали тяжелую большую наковальню, большой горн и закрепленные рядом с ним меха с ручным или ножным приводом. Ставился также прочный верстак и большие тиски. В состав инструмента добавлялись также большое количество оснасток, подкладок, пробойников, струбцин, а также измерительные инструменты сообразно эпохе. Кузнец работал не один — обладающий большой физической силой и выносливостью подмастерье сначала раздувал меха, чтобы болванка в горне раскалилась докрасна, а потом с размаху бил большим кузнечным молотом в то место, которое намечал маленьким молоточком — ручником мастер — кузнец.
В современной мастерской художественной ковки принципиальных изменений в составе инструмента не произошло, разве что измерительный инструмент стал точнее, а вместо установки громоздкого горна и мехов появилась возможность нагревать заготовки в муфельных печах или индукционным способом.
Особняком стоит группа оборудования для холодной ковки — изменения формы металлических прутков, проката или труб в холодном состоянии путем приложения механической силы. В нее входят различные станки для холодной формовки прутковых и профильных заготовок
Технология холодной ковки получила большое распространение, поскольку позволяет без длительного обучения и сложного оборудования получать недорогие художественные изделия начального уровня.
Виды кузнечных работ
Кузнечные работы подразделяются на несколько подвидов:
- Свободная ковка — нагретая до температуры пластичности болванка одной стороной лежит на наковальне, а по другой наносятся формующие удары молотом или специальными инструментами
- Штамповка — нагретая или холодная заготовка помещается в специальную форму — штамп, ограничивающую ее со всех сторон, и уже эта форма подвергается ударам молота или статическому давлению.
- Холодная ковка — холодная прутковая заготовка изменяет форму на специальных станках.
Свободная ковка подразделяется в свою очередь на подвиды:
- Обыкновенная ковка — происходит придание болванке формы готового изделия за один или несколько последовательных циклов ковки
- Сварка – соединение двух или более нагретых деталей в одно изделие
- Обжимка криц — подготовительная операция, в ходе которой проходит уплотнение и сваривание пастообразной железной массы в единый слиток.
Виды современного кузнечного оборудования
Современное кузнечное оборудование для художественной ковки по форме и назначению практически не отличается от античного или средневекового. Изменились материалы — молоты и наковальни, молотки и пробойники, тиски и струбцины делают из современных высокопрочных сплавов, что существенно поднимает их долговечность и эффективность.
Другое важное изменение — это способ нагрева. Традиционный горн с ручными или ножными мехами уступает свое место муфельным печам для мелких заготовок и системам индукционного нагрева. Это существенно снижает трудоемкость, вредность и опасность для здоровья и имущества
Кузнечные станки
Кузнечные станки применяются для холодной ковки – изменение формы прутковой или профильной заготовки под механическим воздействием. К ним относятся:
- Гнутики — общее название станков для изгиба заготовки в одном или нескольких направлениях по заданному радиусу.
- Волны для выполнения волнообразного изгиба заготовки, с заданным шагом и радиусом волны
- Твистеры, или торсионы — для скручивания заготовки (или группы заготовок) по продольной оси
- Улитки — для формирования спиралевидных завитков на конце прутка.
Холодная ковка прекрасно подходит для изготовления элементов оград и решеток, балясин, завитков, предметов декора помещений и ландшафтного дизайна. Станок для холодной художественной ковки несложно сделать своими руками, если мастер владеет навыками слесарных и сварочных работ.
Индукционные нагреватели
Индукционный нагреватель предназначен для разогрева болванки до температуры пластичности. Нагрев происходит вследствие того, сто в поверхностном слое металла, помещенного в сильное переменное магнитное поле, наводятся вихревые токи, или токи Фуко. С их помощью можно разогреть болванку намного равномернее, быстрее и безопаснее, чем с помощью традиционного кузнечного горна.
Индукционный нагреватель промышленного производства даже небольшой мощности стоит десятки, а то и сотни тысяч рублей. Поэтому в Сети публикуется много схем типа «Как сделать индукционный нагреватель своими руками». Важно понимать, что в конструкции устройства применяется высокое напряжение и большие мощности. Для самостоятельного изготовления потребуются инженерные знания в области токов высокой частоты и навыки электромонтажника.
Технологические особенности художественной ковки
Процесс ручной художественной ковки металла разбивается на несколько отдельных операций. Начинается он с разогрева болванки в горне или другом типе нагревателя. В зависимости от качества угля, подачи воздуха в горн и массы заготовки разогрев может занять от нескольких минут до нескольких часов. При изготовлении изделий, имеющих сложную форму, большое количество деталей или отверстий, изделие может остыть. Тогда его возвращают в горн и повторяют нагрев.
Собственно ковочные операции бывают следующие:
- Осадка. Удары молотом наносятся сверху вниз, исходная высота уменьшается, а ширина увеличивается. Это подготовка заготовки для вытяжки.
- Вытяжка. Удары по заготовке наносятся вдоль продольной оси вдоль, и заготовка плющится в направлении ударов, и длина ее таким образом увеличивается.
- Раздача — подвид вытяжки, применяется для увеличения диаметра пустотелых заготовок.
- Прошивка – получение отверстий, углублений или пазов.
- Закручивание – многократный поворот одной части заготовки относительно другой. При этом используются тиски, клещи, а при значительном сечении заготовки — и специальные вороты.
- Рубка — процесс разрубания изделия на две или более части. Применяется также для коррекции формы и размеров изделия. Иногда из заготовки вырубают готовое изделие, пользуясь для этого фигурными штампами.
- Гибка – проводится для изменения формы изделия при изготовлении деталей кольцевой или гнутой формы.
- Сварка — соединение в единую деталь двух или нескольких частей.
При ковке металла своими руками следует соблюдать общую последовательность операций, при этом при изготовлении каждой конкретного изделия в части из них необходимость может и не возникнуть.
По окончании ковки изделие окунают в емкость с жидкостью для охлаждения и закалки. Традиционно используют воду, однако при ковке специальных сортов стали, таких например, как булат, применяют различные кислоты и масла. Легенда гласит, что некоторые мастера после ковки меча охлаждали его, втыкая в тело раба.
Разновидности художественной ковки металла
Наиболее сложные и изысканные изделия получают способом традиционной, горячей ковки. Этим способом можно выковать как обычные прутья решетки, таки элементы ажурной ковки, такие, как листья и цветы, стилизованные фигурки животных и замысловатые орнаменты.
Горячая художественная ковка металла
Холодная ковка не позволяет достичь таких же высот художественной выразительности, но имеет свои явные достоинства: низкую себестоимость и высокую повторяемость изделий в серии.
К холодной ковке иногда относят и технику чеканки. В этом случае на тонкий лист металла с помощью набора остроконечных инструментов и молотка наносят узор, состоящий из множества вмятинок и черточек, складывающихся в высокохудожественное изображение.
Элементы кованых узоров
Изделия холодной ковки можно отнести к одному из типовых элементов:
Элементы кованых узоров
- Завиток.Спиралевидный завиток может быть однонаправленный и двунаправленный- то есть с изменением направления закручивания спирали. На практике при использовании прутка 10-12 мм можно получить до 5 витков спирали
- Двойной завиток, или китайский фонарик. Это пространственная конструкция из двух или более элементов, каждый из которых является обычной двухрядной спиралью. Изготовляется на твистере
- Волюта.Завиток односторонний или двухсторонний, используется для отделки решеток, балюстрад, мебели.
- Крутень.Скрученный вдоль продольной оси пруток (или несколько прутков). Используется для балясин, элементов декора, рукояток каминных инструментов
- Навершие. Используется как конечный элемент на прутьях решеток, Это пика, к которой прикрепляется ряд завитков.
Все эти элементы можно получить и методами горячей ковки, однако трудоемкость работ и потребная квалификация кузнеца, а, следовательно, и стоимость, возрастет при этом многократно.
Последовательность окончательной сборки отдельных кованых элементов
Для соединения объемных деталей изделий художественной ковки в окончательную конструкцию, применяют несколько способов:
- Сварка. Горячая сварка требует нагрева места соединения, что не всегда возможно. Для соединения элементов, полученных способом холодной ковки, применяют электросварку или газосварку
- Клепка. Для этого в месте соединения в каждой детали необходимо проделать отверстие, в которое будет вставлена заклепка и расклепана.
- Кольцом. Два пересекающихся прутка, например, в решетке, часто соединяются разогретым кольцом, концы которого свариваются. Так же соединяются и куски кованых цепей.
Плоские детали соединяются своими способами:
- Фальцовка — смежные кромки скручиваются вместе.
- Чеканка – смежные кромки изделий счеканиваются, путем вытеснения части одной детали в объем другой.
- Сварка.
На практике могут применять и различные комбинации перечисленных методов.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.