Равнопрочный стык швеллеров
Сварка двух швеллеров между собой
За счет П-образного профиля швеллеры обладают высокими прочностными характеристиками при небольшом расходе металла. Поэтому их широко применяют для сборки несущих конструкций различного назначения. Технология сваривания выбирается независимо от способа изготовления (швеллеры сварные, горячекатаные, гнутые). Прочность создаваемой конструкции зависит от того, насколько надежно выполнена сварка швеллера с другими элементами.
Методы сварки
Способ сварки выбирают в зависимости от назначения создаваемой конструкции. При этом учитывают, что в зоне шва прочность уменьшается до 10%.
Электродуговая сварка
Эта техника сваривания применяется чаще других, так как позволяет проводить монтаж в труднодоступных и неудобных местах. Соединять небольшие перемычки можно обычными электродами, но для сборки узловых элементов применяют марку УОНИ. Однако из-за их специфики для работы нужен опыт. Поэтому новичкам предварительно полезно попрактиковаться на ненужных обрезках.
Приступая к работе, поверхности, примыкающие к стыку, очищают от грязи и ржавчины. Электроды подсушивают, так как качество шва зависит от влажности покрытия. Работа проводится постоянным током обратной полярности короткой дугой. Выполнение электродуговой сварки запрещено при температуре ниже -40°C.
Газовая сварка
Этот способ практически не применяется для сваривания швеллеров, так как сопровождается нагревом большой площади возле стыка. В результате увеличивается зона с пониженной прочностью на свариваемых балках. Помимо этого в металле возникают внутренние напряжения, приводящие к деформации конструкции. Газовую горелку применяют для устранения дефектов, нарезки заготовок и подготовки кромок.
Варианты сварки швеллеров
В зависимости от требований и условий монтажа соединение швеллеров выполняется встык, внутрь, накладками, со смещением.
Сварка встык
Этот вариант применяют для создания швов, к которым не предъявляются повышенные требования по прочности. Сварку швеллеров встык выполняют с обеих сторон. Если накладывается односторонний шов его корень нужно подварить. При толщине полок 6 — 12 мм кромки разделывают под углом 30°. На более толстом металле угол делают тупым с V или X-образным профилем.
Для сварки швеллеров между собой их устанавливают горизонтально с зазором не больше 3 мм. Для точного совмещения применяют центратор, затем фиксируют прихватками с шагом 4 см. Сварку швеллера встык ведут от середины к краям. Однако такое соединение ненадежно. Поэтому когда наращивание балки закончено, ее необходимо усилить накладками.
Сварка при помощи накладок
Метод обеспечивает прочность соединения немногим уступающий монолиту. Перед сваркой двух швеллеров их допускается располагать с зазором до 8 мм. Накладку размещают на стороне шва. Ее длина должна быть в 5 раз больше ширины профиля, а толщина не меньше чем у стенок. Накладку проваривают с двух сторон, не прилегающих к боковым полкам. Оставшиеся зазоры заполняют антикоррозийным материалом. При установке накладок с обеих сторон, наружная делается длиннее внутренней.
Соединение внутрь
Для создания усиленных балок швеллеры попарно сваривают в коробочки, соединяя боковые полки между собой. Технология аналогична стыковому методу, но выполняется с минимальным зазором или без него. Швеллеры устанавливают горизонтально и скрепляют струбцинами. Соединение начинают с середины, продвигаясь к концам. Шов нельзя зачищать болгаркой, так как это снижает его прочность.
Сборка коробочки возможна только в нижнем положении, когда швеллеры размещены горизонтально. Если это условие невыполнимо соединение выполняют стыковым швом усиленным накладками.
Смещенное соединение
Метод применяется для соединения швеллеров между собой, если они разного размера. Работа выполняется бригадой сварщиков. Сначала соединяют стыки с толстым металлом. Сварку встык проводят по стандартной схеме. Угловые соединения выполняются одновременно двумя сварщиками, ведущими швы от краев к середине. Продольные стыки не доваривают до края балки на ширину профиля из низкоуглеродистой стали, на легированных размер увеличивается вдвое.
Требования, предъявляемые к сварке швеллеров
Для создания прочной конструкции сварные соединения должны выполняться в соответствии со следующими требованиями:
- сначала сваривают полки, затем более тонкие элементы;
- недопустимо сваривание внутренних углов профиля, поскольку это снижает прочность балки;
- между торцами должен быть зазор 2 — 3 мм, чтобы не пришлось счищать «горку» со шва, что приводит к снижению его надежности;
- легкие конструкции, не подверженные значительным нагрузкам в процессе эксплуатации, можно собирать двухсторонней сваркой встык;
- недопустимо появление на стыках горизонтальных и вертикальных изломов.
Независимо от метода соединения последовательность работ должна соответствовать ГОСТ. Если там указано, что разделка кромок проводится после очистки, это нужно неукоснительно выполнять. Кроме этого в документе указаны требования к материалу швеллеров, которые необходимы при расчете конструкции.
РД 24.031.17-88
Методические указания. Выбор типов и методика расчетов сварных стыков двутавров и швеллеров стальных конструкций паровых стационарных котлов
Купить РД 24.031.17-88 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль»
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Способы доставки
- Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
- Курьерская доставка (7 дней)
- Самовывоз из московского офиса
- Почта РФ
Указания распространяются на сварные стыки двутавров и швеллеров стальных конструкций паровых стационарных котлов и устанавливают требования к выбору типов сварных швов и методику их расчета.
Оглавление
1. Общие положения
2. Методика расчёта стыков с зазором на равнопрочных накладках
3. Методика расчёта стыков без зазора с усилением полок накладками
Дата введения | 01.01.1991 |
---|---|
Добавлен в базу | 01.09.2013 |
Актуализация | 01.01.2019 |
Этот документ находится в:
- Раздел Экология
- Раздел 27 ЭНЕРГЕТИКА И ТЕПЛОТЕХНИКА
- Раздел 27.060 Горелки. Котлы
- Раздел 27.060.30 Котлы и теплообменники
- Раздел 27.060 Горелки. Котлы
- Раздел 27 ЭНЕРГЕТИКА И ТЕПЛОТЕХНИКА
- Раздел Строительство
- Раздел Нормативные документы
- Раздел Отраслевые и ведомственные нормативно-методические документы
- Раздел Проектирование и строительство объектов энергетического комплекса
- Раздел Отраслевые и ведомственные нормативно-методические документы
- Раздел Нормативные документы
Организации:
27.12.1988 | Утвержден | Министерство тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР | ВА-002-1/14209 |
---|---|---|---|
Разработан | НПО ЦКТИ им. И.И. Ползунова |
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
ВЫБОР И РАСЧЕТ ЭЛЕМЕНТОВ СТАЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ПАРОВЫХ СТАЦИОНАРНЫХ КОТЛОВ
РД 24.031.16—88 — РД 24.031.21—88
МИНИСТЕРСТВО ТЯЖЕЛОГО, ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО И ТРАНСПОРТНОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ СССР
УДК 621.184—2.001.24 Группа Е21
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
И МЕТОДИКА РАСЧЕТОВ
ДВУТАВРОВ И ШВЕЛЛЕРОВ СТАЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ПАРОВЫХ СТАЦИОНАРНЫХ
Дата введения 01.01.91
Настоящие методические указания распространяются на сварные стыки двутавров и швеллеров стальных конструкций паровых стационарных котлов и устанавливают требования к выбору типов сварных швов и методику их расчета.
Методические указания рекомендуются для применения предприятиями Минтяжмаша СССР, занимающимися проектированием и изготовлением стальных конструкций паровых стационарных котлов.
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Типы заводских и монтажных стыков элементов металлоконструкций разработаны с учетом прокатных и составных профилей, предусмотренных РД 24.030.142—88, РД 24.031.19—88 и РД 24.031.21—88.
1.2. Типы стыковых соединений приведены на черт. 1—8.
Стыковые соединения с зазором на равнопрочных накладках
(см. черт. 1—6) применяются преимущественно для монтажных соединений, а без зазора с усиливающими накладками — преимущественно для заводских соединений.
1.3. Допускается применение других типов стыковых соединений в случае конструктивной необходимости или экономической целесообразности.
1.4. Размеры деталей в стыковых соединениях (накладки, планки) и катеты сварных швов определяются расчетом. Расчет производится по равнопрочности с учетом требований СНиП 11-23-81.
1.5. Швы сварных соединений необходимо выполнять по ГОСТ 5264-80 и ГОСТ 14771-76. Контроль качества сварных швов должен производиться по ОСТ 108.030.30—79.
РД 24.031.17—88 С. 10
1. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ УКАЗАНИЕМ Министерства тяжелого, энергетического и транспортного машиностроения СССР от 27.12.88 № ВА-002-1/14209
Л. С. Маркман (руководитель темы); А. П. Ващенко; В. А. Дьякова; Е. М. Терских; Г. Я. Соболева
3. ВЗАМЕН ОСТ 108.250.21—78
4. ССЫЛОЧНЫЕ НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Обозначение документа, на который дана ссылка
Номер пункта, подпункта, перечисления, приложения
Как сварить 2 швеллера — примыкание торцов. Какой норматив!? (Ш работает на изгиб)
Страница 1 из 2 | 1 | 2 | > |
18.10.2012, 04:30 | #1 | |||
krasnovilya |
Посмотреть профиль |
Найти ещё сообщения от krasnovilya |
18.10.2012, 09:03
18.10.2012, 17:17
18.10.2012, 17:33
ну уж по стенке-то можно и не снимать фаску, особенно при заводской сварке.. =))
По рабоче-крестьянски («всегда так делали» ) — снять фаску по полкам на одном швеллере, сварить с полным проваром, по растянутой полке шов зачистить и налепить накладку (для спокойствия душевного
и чтоб узк не делать
).
И это, топикстартер. Норматива (ГОСТ, СНиП, СП) — вы вряд ли найдете. Серии там, мельников — это все не нормативы.. = ))
И какая у вас там сварка-то хоть есть? Полуавтомат али держак?
Бармаглотище |
Посмотреть профиль |
Найти ещё сообщения от Бармаглотище |
18.10.2012, 18:02
19.10.2012, 11:53
19.10.2012, 13:24
Бармаглотище |
Посмотреть профиль |
Найти ещё сообщения от Бармаглотище |
19.10.2012, 13:35
Большое спасибо. Как раз искал.
Добавлю свои 5 копеек. не ГОСТ, но все же документ.
РД 24.031.17-88
РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ВЫБОР ТИПОВ И МЕТОДИКА РАСЧЕТОВ СВАРНЫХ СТЫКОВ ДВУТАВРОВ И ШВЕЛЛЕРОВ СТАЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЙ ПАРОВЫХ СТАЦИОНАРНЫХ КОТЛОВ
ОКСТУ 3103
Дата введения 1991-01-01
19.10.2012, 14:23
19.10.2012, 18:35
19.10.2012, 18:45
19.10.2012, 20:12
Кстати, скажите, кто знает, происхождение понятия НОРМАЛИ? (когда начали применять и какой смысл самого слова?). Спасибо.
20.10.2012, 01:55
Offtop:
это говорит лишь о небольшом опыте.
Со временем не только номера ГОСТов на основные виды проката, но и некоторые, наиболее часто используемые, табличные значения запомните.
Бармаглотище |
Посмотреть профиль |
Найти ещё сообщения от Бармаглотище |
20.10.2012, 09:17
Offtop:
это говорит лишь о небольшом опыте.
Со временем не только номера ГОСТов на основные виды проката, но и некоторые, наиболее часто используемые, табличные значения запомните.
Что «Бармаглотище» меня пытался как-то прибить своим «громадным» опытом было видно сразу же из первого поста, я решил свести эту тему на нет, но он всё же решил что я туп и перешёл с намёков на прямой текст. Уважаемый, если вы достигли уровня потребности в признании я очень за вас рад, но не нужно это делать за счёт других людей, тем более писать о каких-то «некомпетентностях». Я считаю что чем меньше у человека внутри, то тем больше у него понтов. Извините, но раздутых самомнений и мнимых авторитетов не признаю принципиально.
Я помог человеку чем смог, чем пользуюсь сам, если для вас это «некорректно» — ваши проблемы, глупостей я не отправлял, а вы, сударь, от скуки решили ко мне докопаться. Лучше бы свой «громадный опыт» направили на помощь человеку, а не критикой других.
20.10.2012, 16:51
Все это очень милое общение.
Но все же мне бы хотелось среди строк найти этимологию слова НОРМАЛИ.
20.10.2012, 19:44
20.10.2012, 20:30
Вот что-что, а признание на форуме в интернете мне вообще не надо. З/п от этого не вырастет и жена красивее не станет. . =))
свой опыт на помощь человеку я уже направил, посмотрите посты выше. Что еще сказать по теме стыковки двух кусков профиля, исходя из предоставленной информации, — я не знаю, нюансов море может быть.
И кстати. Все ваши нормали и равнопрочные стыки — они на заводской сварке. Сварной шов монтажной сваркой равнопрочным быть не может, а в стыках на накладках надо увеличивать длину шва.
Вот сейчас ТС возьмет держак да и сварит по вашему «чем пользуюсь», выдержав все размерчики.
Считая, что стык равнопрочный, забубенит его в середин пролета.
А сварочка-то монтажная, несущая способность швов меньше. А какой там запас — хорошо, если сам ТС это знает.
А теперь сами скажите (себе, мне не надо) — это у вас был хороший совет?
Бармаглотище |
Посмотреть профиль |
Найти ещё сообщения от Бармаглотище |
20.10.2012, 22:26
Спасибо andsan… ! Пояснение Ушакова мне пригодилось!
Я понял нормали так: «НОРМАЛЬ» – это ОБРАЗЕЦ. Но не в значении «ПРИМЕР», а в значении «ЭТАЛОН» или «СТАНДАРТ».
Выполнить стыки по нормалям — значит выполнить их по эталону, по чертежу, изображенному в стандартах, сериях, статьях, книгах. Причем последние должны основываться на действующих НД (СНиП, СП, ДБН и пр.).
Или можно провести паралель, что нормали — это полуфабрикат рабочих чертежей.
20.10.2012, 23:16
Добрые люди помогают мне. Но на СТО АСЧМ 20-93 пока нормалей не нашёл.
Мне больше важен норматив!
Вах, а держак в ручки менеджерские — это что, нарушение авторских прав проектанта?
Вы только не обижайтесь, но проектный норматив и Вам и мне — это привязать к скамейке и плёткой так сделать, чтоб одно место лохмотьями вздыбилось надолго.
Никакой «норматив» Вам не нужен. Нужны курсы сварного для начала.
Какими электродами? Ну, Стальной СНиП и сварной ГОСТ Вас, видимо, не устраивают. Наверное, Вы очень привередливый и капризный. Перепробовали всё на свете и теперь в конце жизни разачаровались.
Пошаговая инструкция по созданию сварного швеллера своими руками
Швеллер — стандартный профиль металлических элементов из черного проката. Характерная черта этой балки — п-образное сечение. При помощи него создают конструкции разных размеров для возведения малых и крупных построек.
Сами балки достаточно прочные, так что надёжность готового строения будет зависеть только от выполнения швов.
Дефекты и деформации в соединении швеллеров могут вызвать быстрое разрушение конструкции под нагрузками и влиянием природных факторов. О технологиях сварки внутрь, со смещением, с накладками и других мы расскажем в этой статье.
Виды технологии
Для соединения швеллеров применяют несколько технологий, но самая распространённая из них — электродуговая сварка.
Она простая и удобная в исполнении. Эта технология лидирует в списке методов, используемых мастерами сварки. Это из-за возможности работать с любыми сплавами и сталями при помощи различных типов электродных стержней.
Сварочные аппараты с применением электрической дуги могут быть компактными и переносными, поэтому использовать их можно для сварки на высотках и других местах, в которые трудно «доставить» другие виды оборудования.
Для сварки швеллеров подходят стержни УОНИ, так как они прекрасно справляются с соединением стальных элементов. Однако, их использование требует от мастера знание многих нюансов, и новичкам нужно будет потренироваться, чтобы приступить к работе.
Но, освоив применение УОНИ, вы точно будете довольны результатом. Перед работой их обязательно нужно прогреть в электрической печи при температуре в 200-250 градусов. Так из стержня уйдёт лишняя влага.
Металлические детали тоже нуждаются в подготовке. В любых условиях важно, чтобы места соединения не были покрыты частичками пыли или грязи, не имели дефектов и не были окрашены. Так вы защитите шов от деформаций.
Не рекомендуем использовать переменный ток и прямую полярность — они не подходят для профиля сварных швеллеров. Кроме того, саму дугу лучше укоротить. Низкая температура не критична для электро дуги, но не должна быть ниже -35-40 по Цельсию.
Распространенные соединения
Ниже представлены самые популярные соединения сварных швеллеров.
Встык
Встык сварить детали сможет даже мастер-новичок. Это первое, чему нужно научиться, перед тем, как создавать крупные конструкции. Это простой метод, но использовать его для соединения несущих или других важных соединений нельзя.
Сваривать встык можно с наружной и внутренней части детали. Во втором варианте сварщик должен следить, чтобы каждый сантиметр стыка проварился полностью, так как с первого раза это может не получиться.
Надо проваривать и основание шва, но лишь с одной стороны.
Если стенки сварного швеллера толстые (больше 6 миллиметров), кромки балки нужно рассечь. Это можно сделать «буквой V» или «буквой Х». При толщине не больше двенадцати мм, лучше всего разделять края под острым углом (примерно 30 градусов).
После подготовки можно начинать сварку. Плотно приложите стенки швеллеров одна к другой. Если ваш глазомер «хромает» воспользуйтесь центратором, так как стыковка требует точности.
Промежуток между балками должен быть меньше трёх миллиметров. К обеим деталям обязательно на время приварите прихватку, используя сварные точки. Это нужно, чтобы элементы не двигались относительно друг друга по ходу.
Соединение должно идти от середины к кромкам. А, чтобы увеличить прочность шва, можно добавить дополнительные накладки.
Использование накладок
В отличие от стыковой, сварка с накладками может стать основой прочной конструкции. В её случае даже расстояние между сварными швеллерными балками может быть больше — вплоть до восьми мм. Разместите накладку с той стороны, где будет сварной шов.
Ширина и плотность накладок напрямую зависят от ширины сечения швеллера: чем толще сама балка, тем тоще должны быть и накладки для неё. Последние обязательно провариваются с изнаночной и внешней сторон.
На что обращать внимание при выборе накладки? Лучше всего иметь точные размеры швеллера, но можно и прикинуть примерно. Длина накладки будет равна длине швеллера, делённой на пять.
Её толщина в идеальном случае будет такой же, как и толщина балки. Но учтите, что накладки нужны с обеих сторон соединения, причем та, что снаружи — обязательно большей длины.
Соединение внутрь
Часто сварные швеллерные балки соединяют боковыми частями -«полками» — вовнутрь. Этот метод похож на стыковой, но в его случае промежутка между элементами не оставляют совсем (или оставляют, но незначительный).
Это сложный шов, и изучать его технику лучше, когда вы уже знакомы с предыдущими.
Для подготовки деталей не рекомендуется использовать болгарку. Из-за неё конструкция будет неустойчивой. Лучше возьмите шлифовальный круг. Приложите швеллеры друг к другу плотно, улучшите их устойчивость столярными струбцинами.
Можно разделить кромки, как при сварке встык, но небольшое расстояние не критично. Тут сваривать нужно так же — от центра к краю.
Эта технология требует безукоризненных условий. Сложные для доступа места обработать не получится, так как вертикальное или угловое положение соединения не даст вам сделать правильный сплошной шов.
Не пытайтесь экспериментировать с этим соединением — так вы только потратите время и расходники. В «экстремальных» условиях «возьмите» соединение встык или с накладками.
Метод не популярный из-за большого количества правил. Но, если вы в любом случае свариваете балки горизонтально, используйте именно его. Так шов будет плотным, без зазоров, а вся конструкция — устойчивой.
Со смещением
Соединение со смещением сложно выполнить в две руки. Оно довольно сложное. На стройках и производстве его используют несколько людей одновременно.
Смещение нужно тогда, когда соединять нужно целые комплексы из сварных швеллеров. Также оно помогает, когда балки разного размера.
Шов начинают с того места, где деталь толще. Смещенная сварка — это объединение разных соединений: стыкового, углового, продольного.
Последний, например, нельзя доводить до конца стыка, в создании углового принимают участие как минимум два мастера, и только со швом встык нет особых проблем нет.
Примечание
В конструкции можно использовать не один вид соединения. Рассчитайте нагрузки, которые она будет испытывать, так вы сможете понять, где какой шов нужен.
Место, на которое приходится большой вес, обработайте с помощью накладок, а то, где не важна устойчивость — встык. Так вы сэкономите время и материалы. Все методы, о которых мы рассказали, подходят для скрепления швеллерных балок в любом случае.
Главное — учитывайте последовательность этапов сварки. Нельзя вразброс выполнять подготовительные работы, делая зачистку после разделки кромок, например. Технология всегда предполагает, что зачистка — первое, что вы должны сделать, приступая к работе.
Если вы не будете обращать на это внимание, результат работы будет не самым приятным. Ознакомьтесь с ГОСТами для сварочного процесса — они хорошо описывают шаги.
Мы рекомендуем начинать сварку с той части сварного швеллера, которая толще. Ведите дугу от центра стыка к краям швеллеров. Даже если соединение выполнено правильно, смотреть на него нужно как на деформацию.
Это логично, так как обработка и плавка стали уменьшает её прочность. Работая, старайтесь делать так, чтобы прочность падала всего на 2-3 процента от начальной.
Такое восприятие поможет вам работать внимательнее и на выходе получить нужную металлоконструкцию.
Скорость, сила тока и напряжение индивидуальны для балок разных размеров. Эти параметры, так же, как и тип электрода, выбирайте в зависимости от вида стали, из которой изготовлен швеллер.
Скорость, с которой формируется соединение, тоже может быть разной, но чаще всего она составляет примерно двадцать метров в час.
Заключение
Кажется, что создание массивных конструкций из сварного швеллера — задача сложная. Это не так, она лишь имеет свои нюансы.
В основном важны лишь две детали — точное совмещение балок перед варкой и соблюдение методики.
Последнее касается любого типа сварки и соединения. В любом случае, одна лишь теория не поможет вам совершенствоваться. Наш основной совет — практикуйтесь как можно чаще, и вы достигнете того уровня, к которому стремитесь!
Соединение швеллеров: способы и методика
За счет своей формы, имеющей перпендикулярные ребра жесткости, швеллер широко используется в различных сферах деятельности, однако длины или прочности одного изделия зачастую не хватает, поэтому используются различные методы соединения.
Способы
От того, насколько качественным будет соединение швеллеров, напрямую зависит прочность и надежность всей металлоконструкции. Наибольшая прочность, и, в то же время, простоту монтажа, обеспечивает сварка. Обычно используется электродуговая или, реже, газовая. Всего можно выделить 3 способа соединения с ее использованием.
Встык
Применяется при необходимости удлинить или соединить швеллер под углом в неответственных конструкциях, где нагрузка на шов не слишком велика.
Методика сварки следующая:
- При толщине полок (боковых граней швеллера) до 6 мм сварка производится без их предварительного скоса; при толщине 6-12 мм на свариваемой поверхности подготавливается скос под углом 30°; при большей толщине – скос имеет тупой угол и располагается на внутренней стороне швеллера.
- Свариваемые детали прихватываются точечной сваркой. Расстояние между точками – 40 мм. Проверяется геометрия соединения.
- Производится полноценная сварка с двух сторон или с одной, но с проваркой корня шва. Направление сварки – от середины основания к полкам.
Полученный этим методом сварной шов имеет меньшую прочность в сравнении с самим профилем, но в неответственных частях конструкций этот недостаток не является критичным.
С накладками
Для упрочнения стыка могут применяться металлические накладки. В этом случае соединение производится последующей схеме:
- Производится сварка встык. Полученный шов зачищают заподлицо.
- Изготавливаются парные накладки – большая для наружной стороны и маленькая для внутренней. В качестве сырья используется листовой прокат из той же марки стали, что и швеллер. Толщина накладки должна быть равна или превышать толщину его боковой полки. Форма накладки может быть различной, включая 4, 6 или 8-угольник.
- Накладки привариваются поверх сварных швов в месте соединения точечной сваркой.
- Производится проварка накладки по всему контуру.
Сварка в коробку
Этим способом из П-образного швеллера производятся усиленные полые балки с квадратным или прямоугольным сечением. Для этого два изделия прислоняются друг к другу полками и скрепляются струбцинами. Сварка может производиться встык с предварительной подготовкой скоса на кромках, либо с зазором между краями полок. Последний метод используется при соединении изделий с полками большой толщины.
Полученный в результате полной проварки шов не зачищается для увеличения прочности. Для дополнительного усиления могут использоваться накладки.
Альтернатива – болтовое соединение
В отдельных случаях использовать сварку для монтажа не представляется возможными или не требуется. Например, это относится к производству разборных конструкций или к работе с оцинкованным прокатом. В последнем случае сварка повредит защитный цинковый слой и в месте соединения появится ржавчина.
Болтовое соединение позволяет произвести монтаж швеллера без разрушения цинкового слоя и привлечения квалифицированных сварщиков, которые могут обеспечить максимальную надежность и правильность монтажа.
Однако в большинстве конструкций использовать соединение на болтах нецелесообразно, так как оно имеет ряд недостатков:
- отверстия в прокате снижают его прочность,
- необходимо периодически проверять надежность соединения и подтягивать гайки, особенно если металлоконструкция испытывает вибрационные нагрузки,
- со временем крепеж из черных металлов начинает ржаветь, что снижает его надежность и усложняет разборку,
- процесс монтажа на болтах занимает больше времени, чем сварка.
Выбор конкретного способа соединения швеллера, как и его типоразмера, зависит исключительно от вида производимых работ и предназначения конструкции с обязательным соответствием регламентирующим документам.