Чеканка по меди своими руками
Чеканка и выколотка объемных форм
К объемным формам относят металлическую посуду, барельефы, рыцарские доспехи и скульптуру.
Металлическую посуду сначала выделывали методом выколотки или чеканки из меди, а с XVII века — из серебра и золота, придавая ей самую разнообразную форму.
По мере развития производства посуду начали изготавливать методом выдавливания на токарных станках, а с XIX века — на механических и гидравлических прессах. Поверхность посуды обычно декорировали путем чеканки или гравировки.
При этом если поверхность сосуда можно было «развернуть» на плоскость, например, цилиндрического стакана или конического бокала, то чеканку производили на плоскости с последующей гибкой и спайкой шва. Если же поверхность не «разворачивалась», то чеканили следующим образом: рисунок, выполненный на бумажной развертке формы изделия, переносили на поверхность.
Внутреннюю полость сосуда заливали смоляной смесью, укладывали в металлическую емкость с песком и «закрепляли» рисунок конфарником и «проходили» расходником. После очередного нагрева удаляли смоляную смесь из полости сосуда, отжигали изделие, отбеливали, промывали и высушивали. Следующую операцию — выдавливание рисунка-рельефа или орнамента выполняли с внутренней стороны изделия, работу производили крюками или трещотками.
В первом случае пустотелое изделие укладывали на эластичную поверхность и внутрь вводили крюк (рис. а), затем, удерживая рукой конец А, наносили удар молотком по стержню крюка 3. В результате этого рабочий конец крюка 2 (бой) деформировал поверхность изделия.
Передвигая бой крюка по внутренней поверхности объемной формы, постепенно выколачивали весь рельеф до нужной высоты. При неподвижном крюке (рис.6) нужно было после каждого удара передвигать изделие и при необходимости изменять угол его наклона. Операцию выколотки повторяли несколько раз до полного достижения чеканных форм.
Подобную же методику изготовления изделий объемной формы успешно применяют и современные мастера-чеканщики.
При использовании трещотки, нерабочий конец которой закрепляется в стуловых тисках или забивается в деревянный чурбан, сосуд держат в левой руке, а правой сильно ударяют по штанге трещотки молотком.
Рабочий конец трещотки поднимает рельеф изнутри. Работать приходится практически вслепую, так как боек трещотки не виден. Для облегчения процесса выколотки на трещотку устанавливают указатель 3.
После поднятия рельефа изделие снимают с трещотки, заполняют внутренность смоляной смесью и прочеканивают рельеф с наружной стороны. При необходимости процесс выколотки повторяют.
При чеканке изделий с высоким рельефом, таких как ручка-стукало, украшение дверей и фонтанов, художественное панно и т.д. применяют перевод рисунка не на лицевую сторону, а на обратную сторону листа.
Рисунок «канфарят» на доске без насмолки, затем лист насмаливают и укладывают на разогретую смоляную смесь и начинают выколачивать рельеф, опуская его вниз, в глубину смолы. Чеканят крупными деревянными или стальными «выдавными» чеканами со сферическими рабочими концами, или непосредственно специальными молотками.
Необходимо иметь ввиду, что места с наибольшей вытяжкой деформируют в последнюю очередь. Вначале вытягивают общую форму, а потом участки с наибольшей вытяжкой. Выколотив нужный рельеф, лист пересмаливают налицо, заливают полости рельефа смолой и заканчивают чеканку.
Выколоткой называют процесс деформации листового металла с использованием разнообразных по форме и по весу молотков и подкладных оправок, шпираков и различных форм.
Принцип выколотки заключается в следующем. Лист металла при ударе по нему молотком начинает деформироваться: изгибаться, вытягиваться и сплющиваться. Если заготовка лежит на твердом основании, то металл в месте удара сплющивается, то есть его толщина уменьшается, а площадь увеличивается, в результате чего в материале возникают напряжения, которые изгибают заготовку.
Однако при этом происходит наклеп металла, повышается его твердость и, если периодически не отжигать его, то в изделии могут появиться трещины. При глубокой вытяжке по периметру заготовки появляются гофры. Иногда мастера специально гофрируют края заготовки, а затем «подсаживают» их, то есть выравнивают, что приводит к увеличению толщины металла.
Металлическую посуду обычно изготавливают методом выколотки из одной заготовки или из нескольких частей, которые затем собирают методом спайки или фапьцевой гибки.
Крупную металлическую скульптуру также выколачивают по частям. Например, скульптурную группу «Рабочий и колхозница» В. Мухиной выколачивали по частям из листов нержавеющей хромоникелевой стали толщиной 0,5 -1 мм, а затем все части сваривали в единое целое.
Технология выколотки следующая: с авторского оригинала, отформованного в гипсе (в натуральную величину), снимают кусковую гипсовую форму. По этим кускам отливают цементные или баббитовые модели, а по ним выколачивают из металла заготовки.
Затем эти заготовки подгоняют друг к другу и сваривают, а швы проковывают стальными молотками на жесткой форме. После отжига всю скульптуру шлифуют и устанавливают на специальный металлический каркас.
Рыцарские доспехи также изготавливали чеканкой и выколоткой, а элементы соединяли между собой при помощи разнообразных ремешков, застежек и заклепок. Доспех должен был хорошо сидеть на рыцаре и не сковывать его движения в бою. Кроме этого, парадный доспех снаружи декорировали всечкой из цветных металлов, гравировкой и плоскостной чеканкой.
Если вам требуется www.cvk-vityaz.ru на вашем предприятие, тогда рекомендую заказать эту услугу в компании www.cvk-vityaz.ru
А. Навроцкий
По материалам журнала «Делаем сами»
Чеканка своими руками
Автор: babarub.ru · Опубликовано 11.11.2018 · Обновлено 22.11.2018
Поделитесь с друзьями:
Что такое чеканка? Это один из видов декоративно – прикладного искусства — рельефные, эксклюзивные картины, выполненные на металле в определенной технике.
Чеканка в художественном исполнении будет очень хорошим украшением вашего интерьера притом, если она будет сделана своими руками. При большом желании, терпении и усидчивости сама работа доставит вам большое удовольствие, а изделие будет красоваться на стене долгие годы.
Чеканка своими руками, если вы решили сделать картину в подарок, то она тоже будет иметь немалую ценность, как ручная работа. Но для начала все же следует начать с простой, несложной картины, чтобы освоить технику выполнения и набить руку.
Какой использовать металл
Немного о металле, на котором будет выполняться картина. Дело в том, что одна и та же картина на разном металле будет получаться по-разному, происходит это оттого, что разное железо тянется по-разному.
Для картины лучше всего подойдет латунный, алюминиевый или медный лист, но следует отметить, что медь вытягивается лучше, отчего картины получаются более объемные, что лучше всего подходит для художественной чеканки.
Оцинкованное железо вытягивается хуже, соответственно рисунок получится менее объемный, поэтому таким способом лучше оформлять фасады – карнизы, водосточные трубы и фрагменты кровли.
Выполнение художественной чеканки
Чеканка своими руками — выполнить художественную чеканку в домашних условиях не сложно, но для этого потребуется материалы, инструменты, а также желание, терпение и усидчивость.
Для работы вам понадобятся:
- Лист алюминия толщиной 1 мм.
- Резиновый лист и фанера — размером 500 х 500 толщиной 1 см.
- Два чекана – контурный и объемный, которые можно сделать самостоятельно.
- Молоток.
- Пластилин.
- Копировальная бумага.
- Эскиз.
Процесс работы
Чеканка своими руками, перед тем как приступите к работе, следует подготовить металл, чтобы он стал мягким и податливым, накалите лист до красноты, но не переусердствуйте, иначе он может просто расплавиться. После нагрева металл опускается и становиться более эластичным, что способствует лучшему вытягиванию рельефа.
Когда металл готов, положите его на резину, перенесите четкий рисунок с помощью копировальной бумаги, если нежно усильте контур с помощью карандаша или фломастера. Затем прокатайте пластилином, это нужно для создания жирной поверхности, что способствует лучшему скольжению инструмента.
Теперь определите, какие контуры вы будете тянуть с лицевой стороны, а какие с изнаночной. Начните чеканить с лицевой стороны картины, а затем переверните лист и, ориентируясь по проведенным линиям, начинайте вытягивать изнаночный контур, если ориентировки недостаточно, то нанесите дополнительные линии изнаночных фрагментов.
Чеканка своими руками, когда проведете все контурные линии с обеих сторон, можно приступать к вытягиванию основного объема. Тут вы уже ориентируйтесь, визуально определяя, где и сколько надо вытянуть и дополнить объем и насколько это позволит пластичность металла.
Когда работа закончена, и общий вид рисунка вас устраивает, уложите картину лицевой стороной на лист фанеры и придавите ого по всей плоскости. Посмотрите на результат, при необходимости доделайте, что считаете нужным и повторите процедуру. Если вас все устраивает, то можно приступать к тонировке.
Тонировка картины
Есть несколько способов тонировки алюминия.
- Возьмите кусок бересты, подожгите его и закоптите поверхность картины. Затем натрите керосином и покройте лаком.
- Нанесите тонкий слой олифы с лицевой стороны картины и начинайте прогревать лист с изнаночной стороны, держа его над огнем. Здесь следите, насколько следует затемнять тон, держите недолго – светлое затемнение, если нужно темнее, то соответственно держите над огнем дольше. После того как нужные тона достигнуты, покройте поверхность лаком.
Видео Чеканка своими руками
Чеканка
Процесс производства рисунка, который получают при выбивании на листе металла. Чеканка — это один из видов прикладного искусства. Чеканку применяют при изготовлении кухонной утвари, картин, изделий из драгоценных металлов. Рельеф на металле выполняют при воздействии чеканов и молотков. Их выполняют из металла и дерева.
Для чеканки применяют такие материалы, как латунь, медь и некоторые другие. При изготовлении ювелирных украшений в качестве основного материала используют золото, серебро, платину и пр. Толщина металла может составлять от 0,2 до 1 мм.
Чеканка
Искусство чеканки восходит своими корнями во времена древнего мира, как пример, можно привести золотую маску из Микен.
Рисунок чеканят на листе металла, предварительно уложив его на березовый или липовый кряж. Кроме них, в качестве подложки для выполнения применяют резину, мешок с песком. Некоторые мастера применяют из свинца.
Кстати, без чеканки не обошлись монетные дворы, на которых чеканили монеты. Их изготавливают из металла толщиной более 1 мм. Для получения качественного и точного рельефа используют специальные прессы,с предустановленным штампом, на который нанесены рисунки и необходимые надписи. Пресс обеспечивает силу необходимую для удара, деформирующую поверхность до необходимого состояния.
Кстати, вне зависимости от вида чеканки, ее завершает отделка.
Основные виды чеканки
Существует несколько видов чеканки — объемная и плоская. Объемная отличается высокой формой рельефа. Плоская же, наоборот, имеет низкий рельеф. Каждый из этих видов обладает рядом достоинств. Бесспорно, объемный рельеф смотрится более эффектно, по сути, это 3D технологии реализованные в металле, например, к объемной можно отнести чеканку труб. С другой стороны, плоская чеканка по металлу носит более ажурный характер и это можно считать признаком высокого художественного стиля.
Объемная чеканка по металлу — это гораздо более сложный технологический процесс. Более того, обработка детали такими методами может привести к деформации основного металла.
Между тем объемная художественная чеканка по металлу относится к изделиям с высокой художественной ценностью.
Кстати, археологи, до сих пор находят изделия рельефной художественной чеканки по металлу, выполненные из тонких листов золота и серебра. Мастера древности владели методами отливки этих металлов, но предпочитали применять более тонкие способы изготовления украшений.
Материалы и инструменты для чеканки
Для чеканки используют и разные сорта металлов. Главное свойство, определяющее возможность использования материала для производства чеканки — пластичность, то есть, металл должен деформироваться под воздействием внешних сил и при этом никаким образом не разрушаться.
Инструменты для чеканки
Чаще всего мастера используют листовой материал с толщиной от 0,4 до 1 мм. Для работ по выполнению объемного рельефа используют материалы с большей толщиной, к примеру, медь, с толщиной порядка 2 мм.
Ювелиры в своей работе используют золотые и серебряные сплавы. Чуть меньше они работают листы красной меди и сплавов на ее основе.
Красная медь известна с древних времен. Она обладает пластичностью, необходимой вязкостью, но главное то, что этот материал способен восстанавливать свои пластические свойства по термической обработке. Медь легко чеканиться, ей можно придавать самую разную форму. На ее поверхности можно, без особых сложностей выполнять высокую выколотку. Она хорошо шлифуется и полируется, но изделия, выполненные из меди, быстро теряют нанесенный блеск.
Медь для чеканки
Медь и сплавы на ее основе отличает высокая стойкость к воздействию коррозии. Они могут без особых сложностей длительное время хранится на воздухе. Эти и некоторые другие характеристики позволили использовать медь в качестве базового материала для выполнения объемной и плоской чеканки.
Кроме меди, широко применяют такие материалы, как бронза, латунь и некоторые другие.
Алюминий довольно легко подвергается чеканке, но работа с ним требует достаточной доли осторожности. У металла низкая температура плавления и именно за этим необходимо следить в процессе термической обработки.
Изделие из мельхиора
Мельхиор обладает необходимой степенью пластичности, хорошо подвергается полировке, а под воздействием некоторых реактивов он может изменять цвет.
Кстати, из металлов, изготовленных на основе алюминия, особняком стоит дюраль. Но работа с ним, сопряжена с рядом технических сложностей, так при его обработке сложно сохранить целостность листа, между тем его применяют для имитации серебра.
Кроме, цветных металлов для чеканки применяют и стали,в частности, малоуглеродистые. Перед работой такие стали отжигают и протравливают поверхность. Ее сложно обрабатывать инструментом для чеканки, но в отделке ее сложно заменить. Стали этого класса, равно как и кровельный этот металл применяют для получения крупных рельефных изображений, которые не нуждаются в тщательной деталировке.
Сталь для чеканки
Стали, содержащие в своем составе — это красивый металл, но с трудом поддается чеканке. Ее применяют для монументов, памятников и пр.
При выборе металла для чеканки необходимо учитывать то, что он не должен подвергаться расслоению, на поверхности не должно быть никаких дефектов, например, пятен, трещин и пр.
Перед началом работ, металл, вне зависимости от марки подвергают термической обработке — отжигу. Для выполнения этой операции применяют или традиционные паяльные лампы, или муфельные печи. Медь отжигают, при температуре от 650 до 700 градусов, латунь 620 — 650, сталь 600 — 650. Для охлаждения применяют различные среды, например, для охлаждения применяют холодную воду.
Основной рабочий орган, с помощью которого выполняют чеканку — это чеканы. Их выполняют с применением ковки. Их изготавливают в виде стержней разного сечения и имеющих длину от 12 до 17 см.
В работе чекан удерживают в левой руке, при этом локоть находиться на весу. Это гарантирует свободу перемещения руки. Чекан удерживают таким образом, чтобы он всегда откланялся назад, так чтобы боек был чуть приподнят. По мере нанесения ударов молотком для чеканки, который мастер держит в другой руке, инструмент продвигается вперед.
Технологический процесс
Работа по выполнению чеканки начинается с подготовки рисунка, который выполняют в натуральную величину. Рисунок должен быть выполнен в контурной манере, то есть предметы необходимо изображать без теней. На листе необходимо оставить поля, необходимые для фиксации его на металле.
Технологический процесс чеканки
Для переноса рисунка, на предмете обработки выполняют его развертку на бумаге. Исходя из последнего, из металла вырезают контур. Его размер должен немного, на 3 — 4 см, превышать площадь изображения, нанесенного на бумагу. Эта полоса металла необходима для крепления металла на рабочем месте. Кстати, для усиления фиксации металлического листа применяют смолу.
Разнообразные виды изделий
Чеканку широко применяют при производстве изделий разного назначения, из листов металла разных марок. Ее широко используют при оформлении зданий внутри, и снаружи. Эту операцию используют при производстве металлической посуды, декративных манелей , украшений.
При создании изделий мастера применяют специальные приемы, например, чеканка винограда. В этом деле существует множество секретов, которые часто передаются из поколения в поколение.
В мастерских по выполнению чеканных работ выполняют картины, элементы интерьера. Кроме того, некоторые мастера выполняют работы по изготовлению картин, которые состоят из нескольких слоев, в том числе и тех, которые состоят из нескольких металлов. Такая комбинация придает композиции многоцветность.
Чеканка на объемных изделиях
В мастерских по выполнению чеканки выполняют и фрагменты, которые могут быть установлены в мебель, выполненную и из массива, и разного вида панелей.
Особый вид чеканки это оклады для икон, кроме, рисунков на их поверхности закрепляют драгоценные камни.
За все время, пока существует чеканка, выработались отдельные стили (кавказский, восточный и пр.). Современные мастера применяют все наработанные ранее стили и одновременно с этим разрабатывают свои собственные.
Чеканка своими руками
Чеканка, выполненная своими руками, станет хорошим украшением интерьера и будет длительное время радовать глаз.
Для создания картины лучше всего подойдет лист меди или алюминия. Эти материалы обладают всеми необходимыми свойствами для создания желаемых узоров и картин.
Для выполнения чеканки, начинающему мастеру потребуются:
- медный или алюминиевый лист;
- лист резины или фанеры, который будет служить подложкой для выполнения чеканки;
- инструмент для выполнения контурной и объемной чеканки;
- молоток и пр.
Само собой, работу по получению изображения на металле нельзя начать выполнять без наличия рабочего эскиза.
Перед началом работы необходимо подготовить основной материал, в частности, необходимо разогреть лист материала и затем дать ему остыть.
Проанализировав эскиз, будущий мастер должен принять решение — какие линии будут формироваться на лицевой, какие на изнаночной стороне.
Все работы начинают с лицевой стороны листа.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Чеканка по меди своими руками
Чеканка по металлу — один из древнейших видов декорирования металлических изделий. Это способ нанесения определенных узоров методом их выбивания на металлической поверхности. При этом на поверзности металла появляется определенный рельеф, который и создает полную картину узора.
Теперь у вас появилась возможность делать различные браслеты, медальоны, брелоки в такой технике. Сегодня мы с вами создадим брелок-книжечку с надписью «Family».
Материалы и инструменты, которые понадобятся нам для работы в технике чеканка для изделия брелока-книжечки
- Молоток для чеканки «ELVAS» MSH-01
- Ножницы по металлу «ELVAS» MKH-01
- Набор штампов для чеканки по металлу «ELVAS» NMH-02
- Металлический блок «ELVAS» MBH-02
- Тиски-пробойник «ELVAS» TMH-01
- Пробойник для разметки «ELVAS» PHM-01
- Металлический лист для чеканки цвет медь «ELVAS» MLH
- Набор фигурных штампов для чеканки «ELVAS» NFH-01
- Проволока для плетения «GAMMA»AW-1 d 1 мм №01 под серебро
- Линейка с резиновой основой
- Линейка с геометрическими фигурами
- Трубочка малая DC-050/10 №02 под медь
- Пинцет «GAMMA» TW-201
- Разметочный циркуль
- Резиновая киянка
- Чертилка
- Круглогубцы изогнутые «Micron» HTP-14
- Тонкогубцы «Micron» HTP-15
- Бокорезы «Micron» HTP-11
- Надфиль
- Металлическая вата
1. На металлическом листе меди «ELVAS» АРТ. MLH разметим странички будущего брелока-книжечки. Для изготовления квадратных страничек проще всего воспользоваться готовым трафаретом, в этом случае понадобится линейка с геометрическими фигурами .
2. Для разметки воспользуемся чертилкой. В нашем случае квадратные странички позволят сэкономить место на листе, если мы совместим стороны квадратов.
3. Для вырезания размеченных страничек нужно воспользоваться ножницами по металлу ELVAS MKH-01.
Чтобы не оставлять отпечатки пальцев на листе меди, наденем трикотажные х/б перчатки.
4. Вырезать удобнее сначала вдоль общей линии до конца, затем разделить совмещенные стороны.
5. В результате вырезанные странички будут немного деформированы.
6. Выпрямим странички с помощью деревянной или резиновой киянки, также может подойти резиновый молоток. Лучше, если размер бойка будет больше размера странички — так можно почти полностью избежать следов от бойка на поверхности.
7. Ножницы оставляют острую кромку, которую, как и углы, необходимо обработать надфилем. Кроме того, немного скруглим углы тем же надфилем.
8. Разметку места под отверстия для соединительных колечек нужно сделать с помощью измерительного циркуля линейки с резиновой основой.
9. Затем сделаем более отчетливые отметки пробойником для разметки «ELVAS» PHM-01. Для этого необходимо совместить кончик пробойника с отмеченной точкой под углом 90°.
10. Далее перед ударом располагаем пробойник строго вертикально и с помощью молотка для чеканки “ELVAS” MSH-01 наносим удар по плоской части пробойника.
11. Место для второго отверстия отмечаем аналогичным образом.
12. В результате работы с пробойником и молотком получаем отчетливые отметки под отверстия.
13.Отмеченные места пробиваем тисками-пробойником ”ELVAS” TMH-01. Используем в работе сторону тисков под диаметр отверстия 1,5 мм.
14. С помощью тисков-пробойника можно без всяких усилий сделать аккуратные отверстия в заготовке.
15. Тем не менее, металл вокруг отверстий может немного деформироваться. Эту деформацию можно убрать с помощью резиновой киянки (см.пункт 6)
16. Далее оформим наши странички. Сначала «отчеканим» нужный текст на обложке. Для этого нам понадобятся набор штампов для чеканки по металлу «ELVAS» NMH-02 (английский алфавит) и молоток для чеканки «ELVAS» MSH-01
17. Важно заранее определить, сколько места займет текст на страничке и какое расстояние нужно будет выдержать между буквами.
Отчеканим первую букву. Удар должен быть сильным. Если вы не уверены, что отпечаток будет отчетливым, сделайте повторный удар.
Внимание: ни в коем случае не убирайте чекан от металла между ударами, иначе можно испортить всю работу.
Основы чеканки по металлу: инструменты и техника обработки
Чеканка по металлу – разновидность декоративно-прикладного искусства и вид холодной обработки металла. Представляет собой процесс нанесения рисунка плоского или объемного типа на металлический лист с помощью специального инструмента и приемов выполнения. По своей сути это процесс художественной обработки металла. Обе разновидности используются для украшения фасадов и интерьеров общественных и частных домов, картин, оружия, кухонной утвари, предметов повседневного быта, изделий из драгоценных металлов. Чеканку по металлу в своей работе широко используют дизайнеры и строители. В наше время это популярный вид художественных изделий, который востребован и поражает своим разнообразием. Требует высочайшего мастерства от исполнителя. Выполнить чеканку своими руками нетяжело, если знать разновидности мастерства, нюансы изготовления, используемые материалы и выработать свой почерк.
Сущность процесса
Сущность техники чеканки заключается в воздействии на инструмент для чеканки ударами разгонного молотка. На металле остается отпечаток, соответствующий его типу. Выполняя многократные удары, получают рельеф, который соответствует эскизу. Форма рисунка передается с большой выразительностью и точностью, зависит от используемых в процессе работы инструментов, которыми пользуется чеканщик. При этом качество работы зависит от его квалификации и мастерства. Каждый мастер имеет свой стиль работы. Металлическое тиснение на цветном и черном металлах различается по виду и технологии выполнения.
Виды чеканки по металлу
Различают следующие виды чеканки:
- рельефную;
- плоскорельефную;
- контурную;
- объемную;
- ажурную;
- декоративно-фактурную;
- по литью.
Применяемые материалы и инструменты
Металл, на котором планируется выполнять чеканку, должен обладать вязкостью, пластичностью, способностью изменять форму под воздействием силы, не разрушаясь, подвергаться полировке. К нему относят листы:
- меди;
- алюминия;
- латуни;
- мельхиора;
- нейзильбера;
- железа для кровли;
- стали нержавеющей малоуглеродистой и мягкой (декапиры);
- золота;
- серебра;
- фольгированные.
Материалы для чеканки имеют разную толщину, она варьирует в широких пределах от 0,5 до 3 мм и зависит от вида применяемого металла.
Инструменты, которыми пользуются чеканщики и любители мастерить своими руками, – это специальной формы чеканы, молотки и чертилки.
В работе используют чеканы, изготовленные из легированной инструментальной стали марки У7 или У8, диаметром 12÷15 см разного диаметра для создания:
- выпуклого шаровидного отпечатка (трубочки);
- сплошной линии в виде непрерывно идущих точек (обводные или расходники);
- контура будущего рисунка и отделки фона точками (канфарники или давильники);
- выравнивания фона (лощатники с поверхностью шероховатой или гладкой);
- просечки фона (сечки с разным типом лезвия: полукруглым, плоским);
- выколотки с изнанки (пурошники);
- отпечатка (фигурные).
Свой инструмент должен иметь каждый чеканщик, его можно изготовить самостоятельно. Для этого необходимо купить стальной прут определенного диаметра и изготовить чекан. Прежде чем придавать форму пруту, его необходимо нагреть до яркого красного цвета, остудить и лишь после этих действий приступать к изготовлению инструмента. После изготовления чекан подлежит закалке. В домашних условиях эту операцию можно выполнить с помощью паяльной лампы. Опять нагреть до красного цвета и опустить в машинное масло для медленного остывания.
Иногда используют чеканы, изготовленные из дерева, поэтому для нанесения ударов по такому инструменту понадобится деревянный молоток, называемый киянкой.
Молотки для чеканки должны быть со специальной формой бойка, рукояткой и определенного веса. Рабочая поверхность составляющих полированная. Рукоятка изготавливается из дерева, обязательно из неслоистых пород, должна быть изогнутой формы с закруглениями на конце. Вес должен соответствовать силе чеканщика. Это позволяет удобно разместить инструмент в руке и выполнять постукивания и удары с необходимой силой.
Чертилка необходима для перевода рисунка будущей чеканки на металл. Кроме того, может понадобиться такие слесарные инструменты, как рашпили, надфили, напильники, ножницы по металлу, лобзики, плоскогубцы, пробойники. Используется еще целый ряд приспособлений: посуда для варки смолы, ванночки для тонировки, подставки для инструмента, тиски, наждачный круг, шлифовальная и копировальная бумага, пластилин.
При выполнении работ понадобятся подсобные приспособления, такие как подложки и мешочки разной плотности, а также расходные материалы, которые используются для придания изделию защитных свойств, укрепляющих и украшающих его, а при необходимости позволяющие красиво оформить свой труд.
В качестве подложки используют пеньки деревянные из березы или липы, войлочные, резиновые или пластилиновые маты, плиты из свинца.
Основные этапы чеканки
Работы в этой технике выполняются в таком порядке:
- выполняют эскиз рисунка;
- вырезают пластину из выбранного металла, соответствующую размеру рисунка, с добавлением припусков (для закрепления и оформления по окончании работ в рамку);
- при необходимости заготовку подвергают обжигу и выравнивают;
- выполняют операцию обезжиривания;
- покрывают одну сторону гуашью или краской белого цвета;
- переносят эскиз с помощью копировальной бумаги и чертилки на заготовку;
- покрывают нитролаком (можно и не покрывать);
- прорабатывают чеканами соответствующего вида все контуры и линии, контролируя положения чекана и ту часть, где выполняется чеканка;
- выполняют декоративную отделку.
Особое внимание уделяют положению чекана. Он должен быть слегка наклоненным назад, находиться в левой руке между пальцами так, чтобы мизинец не задействовался. Локоть ни на что не опирается, находится на весу. Это обеспечивает хорошее манипулирование инструментом. Удары молотком наносят, двигаясь вперед, при этом его держат в правой руке.
Выполнение художественной чеканки своими руками
Чеканка, выполненная своими руками, украсит любой интерьер, это хороший подарок друзьям и сослуживцам, может даже стать прибыльным делом. И необязательно быть художником. Сейчас в интернете можно найти множество рисунков. Добавив к ним свой вкус, фантазию и освоив азы чеканки, можно создавать уникальные шедевры.
Для начинающих рекомендуется выполнить сначала чеканку с простым рисунком. Так можно научиться выполнять перевод рисунка на пластину, обводить контур изображения расходником, опускать фон лощатником, создавать объем пурошником, отделывать фон камфарником. И только испробовав все инструменты в деле и получив положительный результат, приступать к художественному оформлению работы любой сложности. Рисунок чеканят только правильно подобранным инструментом, поэтому необходимо его купить или изготовить самостоятельно, а также правильно подобрать подсобные приспособления и технику исполнения. Но и не забыть про обустройство рабочего места. Оно должно быть удобным и хорошо освещенным.
Особенности медной чеканки
Медные листы являются идеальным материалом для изготовления художественной чеканки. Материал хорошо вытягивается, изображение получается объемным. Перед нанесением рисунка медный лист необходимо прогреть до красного цвета для улучшения эластичности. Чеканка по меди, как и по другому металлу или фольге, начинается с переноса эскиза. Для этого понадобится копировальная бумага и чертилка. На следующем этапе рекомендуется создать жировую поверхность. Это будет способствовать скольжению инструмента. Для операции понадобится пластилин.
Медная чеканка начинается с обработки контурными линиями заготовки с лицевой стороны. Изнаночный контур вытягивается после нанесения дополнительных линий с применением соответствующего операции чекана. Далее приступают к вытягиванию и корректированию основного объема, вытягивая его или опуская. Окончательный вид чеканке можно придать, выполнив тонировку, патинирование или оксидирование. Эти операции позволят изменить цвет медной чеканки, при этом используются специальные химические составы.
Решив выполнить свой вариант обработки чеканки, необходимо узнать тонкости выполнения той или иной операции. Многие материалы токсичны и требуют соблюдения правил техники безопасности не только при проведении работ, но и при хранении составов. Операции должны выполняться в вытяжном шкафу или в хорошо проветриваемом помещении, а посуда для хранения должна закрываться притертыми пробками. Перед нанесением декорирующего слоя и после операции чеканка промывается, обезжиривается и просушивается. В последнем случае используют опилки, которые легко впитывают в себя влагу.
Запрещается протирать готовую чеканку тканевым материалом: он может повредить декоративную пленку.
Способы изменения цвета медной чеканки можно найти в интернете и воспользоваться рекомендациями, а можно придумать свой оригинальный метод.
Предлагаем посмотреть видео по чеканке на медном листе:
Просим тех, кто занимается изготовлением чеканки по металлу, поделиться в комментариях своим опытом и рассказать о своих неудачах и достижениях.